Новости науки

Отказ от европейских поставок. Российские химики нашли альтернативу

Отказ от европейских поставок. Российские химики нашли альтернативу

Российские ученые совместно с коллегами из Индии разработали импортозамещающие катализаторы для производства водорода, глюконовой и глюкаровой кислот. Эти вещества широко применяются в промышленности и теперь могут выпускаться без зависимости от европейских ...

13 марта 2025 : 15:30  1 мин.

Наука в лицах

Познакомьтесь с жизнью и достижениями выдающихся учёных и влиятельных личностей в истории науки.

Смотреть всё
  • Игорь Курчатов (1903–1960)

    Вопрос, в чем физик Игорь Васильевич Курчатов был первым, который активно задают Всемирной сети, предполагает только один ответ: во всем, за что он брался. Курчатов ...

  • Чарльз Дарвин (1809–1882)

    Теория эволюции английского натуралиста Чарльза Дарвина в свое время перевернула не только привычные представления людей о живой природе, но и традиционное ...

  • Михаил Ломоносов (1711–1765)

    Михаил Васильевич Ломоносов – для русской культуры в полном смысле слова «ренессансный человек», подобный Леонардо да Винчи: универсальный мыслитель и творец, ...

  • Томас Эдисон (1847–1931)

    Томас Эдисон вошел в историю как величайший изобретатель и воплощение «американской мечты». Вместе с тем он был и остается одной из самых противоречивых фигур ...

Научный календарь

Внятно-понятно

Восток – дело тонкое, или как познать лягушку?
13 марта 2025  10 мин.

Восток – дело тонкое, или как познать лягушку?

Сейчас все больше россиян стали путешествовать в страны Восточной Азии, а также выстраивать с ними деловые контакты. При встрече с представителями Восточной Азии, будь то китайцы, корейцы или японцы, самое главное — помнить, что их чувства и мысли отталкиваются от совершенно иных основ, нежели наши, и расхождения эти проистекают от различий в методологии познания мира, которой пользуемся мы и они.

В этой статье рассмотрим, как познает мир человек Востока и чем отличается восточноазиатское мировосприятие от западного.

Изображение: Freepik

Как познать лягушку?

Многие студенты, изучающие востоковедение еще со студенческой скамьи, из лекций по философии помнят яркий пример с «условной лягушкой» и тем, как ее познают Запад и Восток.

Представим, что «лягушка» — это все что угодно в этом мире. Чтобы понять суть «лягушки», Запад, любящий точные данные, будет делать различные замеры и анализы, ставить опыты над «лягушкой», чтобы в конечном счете «препарировать» ее. И пусть «лягушка» в итоге падет «жертвой исследований» — это не страшно, ведь будет проверенная информация обо всех других «лягушках».

Восток же, наоборот, оттолкнется от принципа невмешательства, ведь нарушение естественного хода жизни «лягушки» может сделать познание ее сути попросту невозможным. Так что Восток будет наблюдать за «лягушкой», ведя подробный дневник. В процессе наблюдения он будет мысленно постоянно прикидывать на себя роль «лягушки», чтобы получить представление о мотивах ее поведения в разных ситуациях.

Так и выходит, что даже когда Запад и Восток смотрят на одну и ту же «лягушку», видят они нечто совершенно разное.

А тем временем мир соткан из многочисленных «лягушек», и расхождения при познании каждой из них и привело в итоге к принципиальному расхождению существующих на Востоке и Западе непохожих картин мироздания. Момент начала этого процесса, как и причины, его побудившие, установить весьма затруднительно. Научные дискуссии по этому поводу продолжают идти уже десятки лет. Нам же остается только сравнивать эти картины и заниматься констатацией отличий. Итак, начнем сравнивать.

Место человека в мире, или На краю полотна

На Западе, в силу доминирования христианской религиозной доктрины, человек представляется венцом божественного творения, и перечень дозволенного ему гораздо шире, чем у других существ. Более того, раз человек был создан по образу и подобию Божию, то имеет право менять окружающий мир «под себя» и по своему разумению.

Работа «Прогулка по горной тропе весной» китайского художника Ма Юань. 12 век. Изображение: Wikimedia Commons

Однако в культуре Восточной Азии под влиянием таких учений, как даосизм, буддизм и конфуцианство, сложилось иное убеждение. Человек там — такая же часть природы, как и все остальное: как каждое дерево, живность и даже камень. Он должен уважать природу и жить сообразно ее высшим и неоспоримым законам. Если он не будет этого делать, то спровоцирует кризисы, бедствия и несчастья.

Представим оркестр: если каждый музыкант будет играть что-то свое, не слушая остальных и игнорируя дирижера, то получится какофония звуков, а не музыка, и хорошо от этого никому не будет. Такова логика восточного взгляда, который можно наглядно проследить в восточноазиатской живописи: человек в ней часто маленький, смещен от центра, в то время как большую часть изображения занимают природа и пустота.

Хокусай. Большая волна в Канагава, 1823—1831. Изображение: Wikimedia Commons

Общее строение мира, или Собери матрешку

На Востоке принято считать, что целое подобно всем своим частям, а части — целому. Наглядно это можно представить как «принцип матрешки». Каждая следующая фигурка подобна предыдущей.  Из этого следует, что, чего бы мы ни искали, в своих поисках можем двигаться как в сторону сужения от общего вида к детали, так и в обратную сторону. Говоря проще: чем странствие — не медитация, а медитация — не странствие?

За счет такого отношения к мировому устройству представителям восточной культуры удается работать всю жизнь на одном месте или посвящать себя оттачиванию единственного навыка и не чувствовать при этом никакой ограниченности бытия. Они убеждены, что, изучая песчинку, можно постепенно открыть всю Вселенную.

По этой же причине на Востоке такое большое развитие получили филигранные искусства, требующие усидчивости, концентрации внимания и тщательной отработки движений. Чего только стоит восточноазиатская каллиграфия и безупречность каждого ее мазка!

Харада Сёдо (современный буддийский наставник и каллиграф). Изображение: Wikimedia Commons

Представление о счастье, или Мелочи жизни восточного брата

Поскольку большое и малое — суть одно, то и восточноазиатское счастье нужно искать в каждодневных мелочах: обязательно во вкусной еде (тем более что чревоугодие в перечень грехов не входит), в характерных мимолетных прелестях сезонов года, в семейных и дружеских вечерах, в интересных книгах и фильмах — словом, в простых радостях, которые надо уметь замечать.

Изображение: Freepik

А вот пытаться угнаться за каким-то более сложным счастьем на Востоке считают несуразным, потому что не сомневаются в неостановимой всеобщей изменчивости.

Понимание истины и правды, или Радуга диско-шара

Для Востока, в отличие от Запада, истина не является константой: она изменчива, пустотна внутри, а ее оболочка — мозаична и может состоять из множества разнообразных, в том числе противоположных, элементов.

Идеальный образ, позволяющий представить такой подход — разноцветный «диско-шар». Вот он крутится под потолком, а комната озаряется цветом того элемента шара, на который в данную секунду попал свет прожектора. Поскольку шар постоянно крутится, комната будет без конца меняться в цвете.

Как и в случае с устройством мира, истоки таких представлений нужно искать в религии. Даосизм, сформировавший основы мировоззрения в Китае, на Корейском полуострове и в Японии, ставит во главу угла бесконечный процесс всеобщей трансформации и превращения явлений друг в друга, подобно тому, как Инь перетекает в Ян, а Ян — в Инь. Ему вторит и восточноазиатский буддизм. Особенно активно вопрос взаимного перевоплощения явлений, миров и состояний рассматривается в китайской школе Тяньтай, она же — Тэндай в Японии и Чхонтхэ в Корее.

Изображение: Freepik

К слову, именно из-за этого различия в понимании истины и правды Западу часто кажется, что Восток лукавит или быстро меняет мнение, хотя Восток просто более чутко воспринимает изменчивость любой ситуации и изменяется вместе с ней.

Понимание сакрального, или Где прячутся восточные ужасы?

Раз природа, истина, явления для Востока — всеобъемлющие и взаимопроникающие, то люди, божества, духи и т. п. для него также не разграничены между собой и пребывают в одной плоскости, противореча западной привычке, когда, условно, рай — наверху, а ад — внизу. Поэтому обиходные для нас понятия «за гранью», «по ту сторону» или «сверх» на Востоке отсутствуют. Для них все v здесь и все — естественно.

Соответственно, у них нет и западного трепета к сакральному, ибо нет ни подобного ощущения сакральности, ни подобной мистичности.

Возможно, по этой причине произведения в жанре «ужасы» так хорошо удаются Востоку: когда нет четкого разграничения, сложнее спрятаться и защититься. Наверняка вам знакомы культовые японские фильмы «Звонок» (1998) и «Проклятие» (2002) или серия компьютерных игр «Сайлент Хилл».

Кадр из фильма «Звонок» (1998). Изображение: imdb.com

Понимание времени, или Линия и спираль

Для западной культуры время — линейное, без возможности вернуться назад. У западного времени есть начало и конец, как, например, Сотворение Мира и Конец Света. А еще у Запада преобладают идеи эволюции и прогресса, равно как и имеется стойкая уверенность в превосходстве настоящего над прошлым и будущего над настоящим.

Восток же, благоговея перед природой, отмечает, что каждый год наступает весна, и она всегда соответствует основополагающим принципам весны. Некоторые вёсны могут быть в большей степени похожи друг на друга, некоторые — в меньшей, но ни одна из вёсен все равно не будет осенью.

Говоря конкретнее, для Востока время — это цикл, спираль, замыкающаяся сама на себе. У восточного времени нет ни начала, ни конца, а те моменты, которые Запад клеймит как безоговорочный конец, Восток расценивает как выход на новый поворот спирали. По мнению Востока, не бывает такого, чтобы условная «зима» не превратилась однажды в условную «весну».

Утагава Хиросигэ. Вечернее цветение сакуры в Готэнъяма. Изображение: The Metropolitan Museum of Art

Все потому, что для Востока небытие — это еще одно природное состояние. Прекращение же существования природы для Востока немыслимо, учитывая неостановимый процесс всеобщей трансформации в даосизме.

История как религия, или Все возвращается

В восточных условиях цикличного времени сложно представить превосходство будущего и настоящего над прошлым или уверовать в обязательный прогресс.

Зато особую важность приобретает прошлое, ведь оно уже точно случилось и может быть известно нам. Знания о прошлом — это опыт, который в спирали времени непременно повторится в том или ином виде, поэтому любое новое во имя успеха должно опираться на старое и согласоваться с ним честно или хотя бы натянуто (если вдруг необходимого прецедента не было или сведения о нем не сохранились).

Вот и Си Цзиньпин, действующий Председатель КНР, объясняет нарастание мощи Китая исторической закономерностью: Китай не забирает лидерство в мире, а возвращает его, ведь установлено, что до периода колониализма и империализма Китай много столетий возглавлял экономику мира и был технологическим гигантом.

Си Цзиньпин. Изображение: Vice-Presidência da República, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Как быть со старостью и смертью?

Старость и смерть на Востоке воспринимаются как естественная часть жизненного цикла. Кроме того, человек вправе решать, когда окончить цикл. Самоубийство — не такой грех, как в христианской западной культуре, и исторически часто даже рассматривалось как возможность спасти свое имя и свою семью от позора. Ибо позор страшнее смерти. Так считали японские самураи, совершавшие сэппуку, китайские и корейские аристократы, принимавшие яд, так же продолжают думать и современные жители региона. Особенно это касается Южной Кореи и Японии, где процент самоубийств остается высоким.

Иерархия как основа порядка

Без иерархии в восточном понимании невозможен порядок, а беспорядок — это хаос, ведущий к бедам и гибели.

Обязательность и значимость иерархии на Востоке утвердились конфуцианством, по которому существует 5 основных типов взаимоотношений:

  1. государь и подданные;
  2. отец и сын;
  3. муж и жена;
  4. старший брат и младший брат;
  5. отношения друзей (отношения равных).

Основополагающим типом являются отношения родителей и детей, а все остальные типы, за исключением 5-го, — их проекцией. Получается, как отец заботится о своем сыне, точно так же и любой условный «старший» должен заботиться о «младшем», а «младший», подобно хорошему сыну, должен проявлять почтение.

Иерархия же придает значимость репутации и диктует готовность за нее умереть.

А вот отношения равных практически не встречаются (даже среди друзей!), ибо быть равными — это быть однополыми одногодками на одной карьерной ступени при равном семейном положении. На близкую дружбу проецируются братско-сестринские отношения и соответствующее чувство старшинства.

Cтатуя Конфуция. Изображение: Freepik

Из иерархии, кстати, вытекает не только особое отношение к пожилым в Азии, но и активная позиция самих пожилых, которые работают полный день, занимаются спортом, посещают кружки… В подобном поведении кроется желание не быть чрезмерной обузой для молодого поколения.

Интересно, что иерархия настолько пронизала мышление Восточной Азии, что сделала даже сами языки (китайский, корейский, японский) строго иерархичными — с большим разнообразием уровней вежливости, которые нельзя не соблюдать.

ТОП-3 книг, погружающих в особенности восточноазиатского мышления

  1. «Чжуан-цзы» (III в. до н. э.) — древнекитайский трактат, сборник иносказательных притч, легших в основу даосизма.
  2. Сэй-Сёнагон, «Записки у изголовья» (X в.) — произведение классической японской прозы, личные заметки японской придворной дамы, не теряющие своей актуальности.
  3. Ким Сондон, «Мандала» — современный корейский роман, пронизанный буддийским мировоззрением.

Автор текста Елизавета Вайнберг, лауреат всероссийского конкурса блогеров «ТопБЛОГ» в номинации «Наука и образование», востоковед-международник, основатель проекта «Сосновый утëс — Всë о Восточной Азии».

Изображение на обложке: Roméo A./Unsplash

Столица Саудовской Аравии Эр-Рияд: мегаполис посреди пустыни
11 марта 2025  9 мин.

Столица Саудовской Аравии Эр-Рияд: мегаполис посреди пустыни

В последние недели в прессе, в ленте политических новостей все чаще звучит название города, довольно редко упоминавшегося ранее в российских СМИ: Эр-Рияд. И далеко не все россияне сходу готовы сказать, чем, кроме недавних политических переговоров, он знаменит. Между тем столица Саудовской Аравии, город, в котором древние традиции органично переплетаются с современными технологиями, Эр-Рияд за свою многовековую историю прошел путь от небольшого поселения, основанного кочевыми племенами, до самого настоящего мегаполиса, чему поспособствовал «нефтяной бум» XX века. Сегодня мы расскажем об истории и современном устройстве Эр-Рияда, а также вспомним интересные и необычные факты об этом городе.

Где находится Эр-Рияд?

Эр-Рияд — один из крупнейших культурных, религиозных и деловых центров Ближнего Востока. Город расположен немного восточнее географического центра Саудовской Аравии, примерно в 400 километрах от побережья Персидского залива. Это крупнейший город Аравийского полуострова — площадь Эр-Рияда составляет немногим меньше 2 000 км2. Чтобы представить внушительные размеры города, отметим, что площадь Москвы всего на 25% больше и составляет порядка 2 500 км2. Эр-Рияд находится на плато Неджд, на высоте более 600 метров над уровнем моря. Удобное расположение Эр-Рияда дает городу торговые и логистические преимущества, а также упрощает координацию между регионами страны.

Изображение: Freepik

История Саудовской Аравии и её столицы Эр-Рияда

Археологические раскопки показали, что первые поселения на современной территории Эр-Рияда начали появляться в середине III тысячелетия до нашей эры. Стоянки в этой местности обустраивали полулегендарные кочевые племена тасм и джадис, история которых была наполнена кровопролитными войнами. При поддержке войска химьяритского правителя Хасана тасмиты полностью разгромили джадиситов, и вся местность перешла под контроль царства Кинда.

В I тысячелетии до нашей эры в том месте, где сейчас расположен Эр-Рияд, был построен город Хаджр. Чаще всего слово «хаджр» переводится на русский язык как «скала». Такой вариант перевода подтверждает скалистая местность в окрестностях города. В арабском фольклоре сказано, что Убайд бин Талаба аль-Ханафи, вождь племени Бану ханифа, увидел опустевшие постройки времен Киндского царства и решил вновь основать здесь поселение.

Во время распространения ислама в VII веке нашей эры город оказался на пересечении торговых путей. В эпоху господства династий Омейядов и Аббасидов, которая продолжалась вплоть до середины XIV века, Хаджр стал столицей Аль-Ямама, провинции Арабского халифата, которая занимала центральную часть Аравийского полуострова.

В 1737 году город получил свое современное название — Эр-Рияд, что в переводе с арабского языка означает «сады». Это связано с тем, что окружающий город оазис, расположенный посреди пустыни, славился своими плодородными землями. Известно, что здесь выращивали пшеницу и финики, которые активно экспортировались в соседние регионы. Однако войны с османами и египтянами, а также многочисленные междоусобные конфликты приводили к тому, что Саудовское государство и его столица Эр-Рияд почти все время находились в бедственном положении.

Одной из ключевых фигур в истории Саудовской Аравии является Абдул-Азиз Аль Сауд. В 1902 году он вошел в Эр-Рияд, изгнав конкурировавшую с саудитами династию Аль Рашид, и провозгласил создание нового объединенного Саудовского государства. Выдержав натиск войск Османской империи, Абдул-Азис восстановил целостность саудовских территорий сначала на плато Неджд, а затем и почти на всем Аравийском полуострове. В 1932 году Эр-Рияд стал столицей нового королевства — Саудовской Аравии.

Абдул-Азиз Аль Сауд (в центре), 1917 год. Изображение: Wikimedia Commons 

Как Эр-Рияд превратился в мегаполис?

В 1938 году в Саудовской Аравии нашли первый источник нефти. Финансовое положение страны улучшилось, что способствовало началу модернизации Эр-Рияда. Крепостные стены и ветхие здания сносили, и тесное закрытое поселение начало приобретать черты современного города. Архитекторы отдали предпочтение сетчатой планировке, характерной для строившихся в то время американских городов. Сходящиеся под прямым углом улицы образовывали внутренние районы, которые активно заселялись новыми жителями.

К середине 1960-х прирост населения Эр-Рияда достиг 8–10% в год. Малоэтажная застройка начала постепенно уступать место небоскребам. В городе появились университет (прим. ред: сейчас университетов в городе уже несколько) , больницы, предприятия, парки и общественные центры. В 1983 году в Эр-Рияде открыли международный аэропорт, названный в честь короля Саудовской Аравии Халида. Именно во время его правления инфраструктура города кардинально изменилась, и Эр-Рияд стал современным мегаполисом, не уступающим по комфортабельности и развитию крупнейшим городам мира.

Станция метро «Финансовый район короля Абдуллы». Изображение: Hufton+Crow

Как город Эр-Рияд устроен сегодня

Саудовская Аравия является абсолютной монархией и живет по законам шариата — комплекса предписаний, составляющих исламское право. Власть передается по наследству между представителями династии Аль-Сауд, уходящей корнями в середину XVII века. В стране отсутствуют выборные институты, а политические партии находятся под запретом. Состав парламента, совета министров и судебного совета определяется указами короля. Чаще всего король также является и премьер-министром, отвечая за исполнительную власть, однако в 2022 году на эту должность был назначен наследный принц Мухаммед ибн Салман Аль Сауд.

Согласно переписи населения 2022 года в Эр-Рияде проживает около 7 млн человек. Около 65% приходится на саудовцев, а среди других народов превалируют индийцы и пакистанцы. На пике экономического развития трудовые мигранты приезжали в Саудовскую Аравию, где их использовали в качестве дешевой рабочей силы. Однако сегодня потомки выходцев из Индостана нередко занимают высокие должности в сферах информационных технологий, строительства и здравоохранения.

Примерно 40% населения Эр-Рияда составляют молодые люди в возрасте до 30 лет, что связано с высокой рождаемостью и неослабевающим притоком мигрантов. Похожая тенденция наблюдается во всех крупных городах страны. Эта демографическая особенность привела к тому, что даже в столь консервативном государстве начали смягчаться некоторые нормы:

  • женщинам разрешили водить автомобиль, жить в отдельном доме и посещать общественные места без сопровождения мужчин;
  • в 2018 году начали открываться кинотеатры, запрет на работу которых действовал с 1980 года;
  • Саудовскую Аравию разрешили посещать туристам из 49 стран мира.
Район Каср аль-Хукм. Изображение: Saudipedia/Ministry of Media - Saudi Arabia

Климат Эр-Рияда

Климат Эр-Рияда можно охарактеризовать как жаркий, пустынный и засушливый. С мая по сентябрь средний максимум температуры стабильно находится выше 40 °C. В зимние месяцы находиться в столице Саудовской Аравии более комфортно, так как столбик термометра нередко опускается ниже 20 °C. За всю историю наблюдений рекордно высокая температура в городе составила 52 °C, а максимально низкая — -1 °C.

Осадки в Эр-Рияде считаются очень редким событием. Виной тому пассаты — круглогодичные тропические ветры, которые не позволяют водяному пару скопиться в достаточном количестве для образования дождевых облаков. Самым дождливым месяцем в году является март, когда выпадает порядка 30 миллиметров осадков. В 2016 и 2024 годах в Эр-Рияде выпадал снег, что вызывало в городе настоящий переполох: городские власти вводили чрезвычайное положение и просили жителей не покидать свои дома без острой необходимости.

Изображение: B.alotaby, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Как добраться в Эр-Рияд?

До 2019 года посетить Эр-Рияд в туристических целях было практически невозможно. Сегодня же совершеннолетние граждане 49 стран, в том числе и России, могут оформить онлайн-визу, которая также включает в себя медицинскую страховку. Отметим, что стоимость визы достаточно высока — путешественнику придется заплатить сбор в размере 535 саудовских риалов, что эквивалентно 12 500 рублям. В страну категорически запрещено ввозить любые немусульманские религиозные предметы (исключение — нательные крестики), продукты со свининой, книги и документы на иврите, а также алкоголь.

По состоянию на март 2025 года прямого авиасообщения между Россией и Эр-Риядом нет. Из Москвы и некоторых крупных городов России добраться в столицу Саудовской Аравии можно с пересадками в Стамбуле, Дубае, Абу-Даби, Шардже и Манаме. Оптимальным временем для путешествия в Эр-Рияд являются зимние месяцы, а также март и апрель, когда температура воздуха комфортна для прогулок.

Что посмотреть в Эр-Рияде?

В Эр-Рияде народная архитектура саудовцев находится по соседству с ультрасовременными высотными зданиями, что добавляет городу контрастности. Вот некоторые достопримечательности, которые чаще всего рекомендуют посетить в Эр-Рияде:

  • Крепость Масмак. Визитная карточка старого города — защитная крепость, построенная в середине XIX века. В музее крепости можно увидеть оружие и предметы быта начала XX века, а также познакомиться с историей города.
Крепость Масмак. Изображение: Francisco Anzola, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons
  • Башня Королевского центра. Самой узнаваемой достопримечательностью современного Эр-Рияда является 99-этажное здание высотой 302 метра. Верхняя перемычка представляет собой небесный мост с панорамными окнами, откуда открывается восхитительный вид на город.
  • Музей Дирия. На окраине столицы расположен исторический музей под открытым небом, который знакомит посетителей с культурным наследием Саудовской Аравии. Классическая архитектура и множество древних артефактов позволяют составить представление о том, как жили люди в Эр-Рияде несколько веков назад.
В музее Дирия. Изображение: Saudipedia/Ministry of Media - Saudi Arabia
  • Мечеть Турки ибн Абдуллаха. Одна из крупнейших мечетей страны была построена в первой половине XIX века. Ее максимальная вместимость составляет порядка 18 000 человек. Благодаря специальной разновидности местного коричневого известняка верхняя часть интерьера выглядит позолоченной при искусственном освещении.
  • Пещера Хит. Для тех, кто предпочитает природные достопримечательности, рекомендуем посетить пещеру, расположенную в 30 километрах от города. На глубине 30 метров находится озеро с кристально чистой водой, которое в прошлые годы было одним из основных источников воды для путешественников.
Пещера Хит. Изображение: Saudipedia/Ministry of Media - Saudi Arabia

Какие переговоры проходили в Эр-Рияде?

Переговоры в Эр-Рияде между делегациями России и США стали одним из самых значимых событий последнего времени. Однако это не первая встреча на высоком уровне, которая проходила в столице Саудовской Аравии. В последние годы Саудовская Аравия стремится проявлять дипломатическую гибкость, благодаря чему Эр-Рияд все чаще становится местом для проведения дипломатических переговоров. Отметим главные из них:

  • 2019 год — между ОАЭ и Йеменом;
  • 2021 год — между Катаром и Лигой арабских государств;
  • 2023 год — между Египтом и Сирией.

Топ-7 интересных фактов о Саудовской Аравии и ее столице Эр-Рияде

  • Советский Союз стал первой неарабской страной, признавшей независимость Саудовской Аравии. Это произошло в 1926 году, еще до формального создания объединенного королевства.
  • В 2015 году в Эр-Рияде два дня подряд бушевала сильнейшая песчаная буря, из-за которой были отложены несколько сотен авиарейсов, отменены занятия в школах и университетах.
  • Уровень грамотности в Саудовской Аравии составляет 99,4%. Это больше, чем в США, Канаде, Италии и Австралии.
  • В Саудовской Аравии нет ни одной постоянной реки. Пересохшие русла время от времени заполняются водой в дождливые месяцы. Жители получают воду из подземных источников и опреснителей.
  • В стране реализуется проект «Зеленый Эр-Рияд», в рамках которого будет посажено более 7 млн деревьев. Все они будут объединены циркулирующей системой орошения.
Проект  «Зелёный Эр-Рияд». Изображение: rcrc.gov.sa
  • Еще одним мегапроектом Эр-Рияда является Парк короля Салмана. По завершении строительства он будет в пять раз превышать по площади Центральный парк Нью-Йорка.
  • Для популяризации спорта в Саудовской Аравии футбольный клуб «Аль-Наср» в 2023 году подписал контракт с суперзвездой мирового футбола Криштиану Роналду.

Иван Стефанов

Изображение на обложке: Riyadh Development Authority

Легенды Кремля. Кому на самом деле принадлежал «костяной тро...
11 марта 2025  7 мин.

Легенды Кремля. Кому на самом деле принадлежал «костяной тро...

Оружейная палата Музеев Московского Кремля хранит удивительные памятники русской истории, а вместе с ними — множество возникавших вокруг этих предметов легенд и загадок, отголоски которых слышатся до сих пор. Одна из таких загадок связана со старинным троном, носящим неофициальное название «костяной трон Ивана Грозного»… 

Наверняка многие из вас смотрели фильм Сергея Бондарчука «Борис Годунов» (1986 г.), а значит, могут помнить резной трон в Грановитой палате, куда отправляется царь, чтобы принять «иноплеменных гостей».

Точно такой же трон могли видеть зрители еще в постановке одноименной оперы Модеста Мусоргского в Большом театре. За последние сто с лишним лет эта деталь декораций успела стать узнаваемым атрибутом оперы о Годунове: мы видим ее уже на фотографиях начала XX века с Федором Шаляпиным — одним из первых исполнителей заглавной партии в «Борисе Годунове».

Образцом для реквизита в фильме и в оперных постановках послужил настоящий царский трон, хранящийся в московской Оружейной палате. Однако ученые-историки утверждают: Борис Годунов никогда на нем не сидел. Что ж, давайте попробуем разобраться, почему этот трон из Музеев Московского Кремля так прочно ассоциировался с Годуновым.

Внешний вид трона

Прежде чем пуститься в расследование, рассмотрим этот предмет вблизи.

Несмотря на традиционное название, утвердившееся в музейном обиходе с XVIII века, — «костяное кресло», или «костяной стул» — основа трона выполнена не из кости, а из дерева, обложенного, в свою очередь, резными пластинами из слоновой кости с изображениями, связанными с царской символикой.

В верхней части трона – геральдические символы Московского княжества: двуглавые орлы, лев и единорог, а весь периметр нижней части покрыт изображениями библейских сцен из жизни царя Давида, что вполне соответствует классической иконографии царских регалий.

Спинку трона венчает золоченая фигура двуглавого орла. По сохранившимся описям Оружейной палаты известно, что этот элемент был добавлен в XIX веке — по-видимому, к коронации Александра II. Нижняя часть спинки украшена плетеными серебряными нитями. В описи 1732 года говорится, что бахрома «почернела и ветха» — очевидно, что с тех пор ее обновляли. 

Изображение: shakko, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons; Wikimedia Commons

Однако специалисты могут лишь приблизительно оценить, насколько изменился облик трона по сравнению с его первозданным видом: «По документам известно, что на протяжении XVIII-XIX веков некоторые пластины трона чинились и заменялись, однако эти записи не сопровождаются детальными описаниями. Мы знаем, например, что центральную пластину с изображением двуглавого орла установили в начале XIX века, но в описях и документах не уточняется, повторяет ли это изображение резьбу исходной пластины или нет» — рассказывает историк Александр Ковалев, один из кураторов выставки «Легенды Кремля».

Но и без помощи письменных источников можно с достаточной уверенностью предполагать, что трон был изготовлен не раньше второй половины XVII века: фигуры, изображенные на пластинах, украшающих нижнюю часть трона, одеты в типичные западноевропейские костюмы этой эпохи. Но тогда почему и как трон оказался связан с персонажами более раннего времени — Иваном IV Грозным и Борисом Годуновым?

«Общенародное, из рода в род переходящее верование…»

Первые задокументированные следы этого любопытного заблуждения восходят к XIX веку, хотя, надо полагать, легенда сложилась гораздо раньше. В 1807 году появляется «Историческое описание Оружейной палаты» Алексея Федоровича Малиновского — видного историка и археографа. В этом тексте автор излагает свою версию о происхождении костяного трона: «кресла греческие самой старинной работы» были привезены из Византии в качестве дара Ивану III от его невесты, наследственной византийской царевны Софьи Палеолог. Эта версия долгое время будет оставаться официальной.

Фрагмент реплики трона (Музей-заповедник «Александровская слобода»). Изображение: shakko, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Будучи опытным и знающим специалистом, Малиновский вряд ли мог не заметить деталей, выдающих в «кресле греческом» предмет совершенно другой эпохи, нежели второй половины XV века. Логика, которой он руководствовался, мало понятна современному человеку, однако она вполне вписывается в романтический контекст позапрошлого столетия. Интерес к старине, к национальным истокам побуждал историков и архивистов XIX века приписывать музейным предметам более древнее происхождение. Причем они вовсе не относились к этому как к фальсификации. «Разве предмет государственной важности должен подчиняться недоумевающему скептицизму [...]? — пишет Малиновский, — противоположим сумневающейся учености общенародное, из рода в род переходящее верование».

И хотя в этой цитате говорится о другой царской регалии, за атрибуцией костяного трона стояла та же самая идея. Когда речь идет о происхождении «предметов государственной важности», все прочие аргументы должны отступать перед авторитетом устного предания. Версия о византийском даре, по-видимому, существовала в виде такого устного предания задолго до Малиновского, и ее древность служила залогом ее достоверности.  

Легенда прижилась. На протяжении первой половины XIX века авторы путеводителей по Оружейной палате повторяли атрибуцию Малиновского, и даже подпись на рисунке художника Федора Солнцева (1801–1892) гласит: «Кресло или трон слоновой кости В.К. (прим.ред. Великого Князя) Иоанна Васильевича».

Неразрешенным остается вопрос: почему в советских путеводителях второй половины XX века этот экспонат фигурирует уже как «костяной трон Ивана Грозного» — а не Ивана III — и даже сейчас кое-где можно встретить такое название?

Другой Иоанн Васильевич?

На самом деле окончательного и достоверного ответа на этот вопрос до сих пор не нашлось. Но существует пара предположений разной степени убедительности.

Первая здравая мысль, которая приходит в голову, — надпись на рисунке Солнцева могла создавать некоторую двусмысленность: внук Ивана III, вошедший в историю как Иван Грозный, тоже ведь был великим князем Иоанном Васильевичем. Возможно, что подпись под рисунком и внесла лепту в «смещение» атрибуции.

Скульптура «Иван Грозный» работы Марка Антокольского. Изображение: Чингаев Ярослав/Агентство «Москва»

С этой версией связано предположение некоторых историков о том, что значительную роль в этой метаморфозе также сыграла скульптурная композиция Марка Антокольского, созданная в 1871 году. Скульптура изображает Ивана Грозного сидящим на том самом «костяном троне». Антокольский, наверняка видевший рисунок Солнцева вместе с надписью «трон В.К. Иоанна Васильевича», мог решить, что речь идет об Иване IV. А может быть — что более вероятно — образ Ивана III, который в отечественной историографии всегда оставался в тени яркой и противоречивой фигуры его внука, казался Антокольскому менее привлекательным. В самом деле, Иван Грозный, в отличие от Ивана III, вызывал интерес у многих художников последней трети XIX века: достаточно вспомнить знаменитые картины Васнецова или Репина.

«Иван Грозный» стал первой большой работой Антокольского, только что окончившего Императорскую Академию художеств. Скульптура имела громкий успех: она блистала в выставочных галереях европейских столиц, Александр II выкупил ее для коллекции Эрмитажа, Антокольский неоднократно получал заказы на исполнение копий… Вполне вероятно, что благодаря широкой известности, которую снискал этот шедевр, со временем костяной трон из Оружейной палаты стал ассоциироваться с Иваном Грозным.

Эта ассоциация была прочно укоренена в массовом сознании вплоть до недавнего времени. По образцу легендарного трона изготовляли реквизит для оперных постановок и для фильма Бондарчука о преемнике Ивана Грозного – Борисе Годунове.

Кому на самом деле принадлежал костяной трон

Заслуга новейшей научной атрибуции трона принадлежит историку-искусствоведу, сотруднице Музеев Московского кремля Ирине Акимовне Бобровницкой. Основываясь на изучении документов XVII-XVIII веков и анализе декора, исследовательница пришла к выводу, что трон не был «греческой работы», а также не был принесен в дар русскому царю. «Костяной» трон вообще никогда не покидал стен Кремля: он был изготовлен в Москве по заказу царя Алексея Михайловича Романова в середине XVII века, а именно — между 1654 и 1667 годами. Над ним трудились прославленные мастера Оружейной палаты при участии западноевропейских мастеров.

Наира Кочинян

Изображение на обложке: Опера «Борис Годунов» в Большом театре. Фото: Дамир Юсупов/Большой театр

Посмотреть все статьи

Видео на ПОИСКе

Показать все
Скачать последний выпуск Поиск
Скачайте последний выпуск газеты «ПОИСК» бесплатно прямо сейчас Скачать

ПОИСК — путеводитель по науке

Показать все