Древний город Олимпия был одновременно религиозным и спортивным центром античного мира. Именно в нем каждые четыре года проводились соревнования между самыми сильными, быстрыми и выносливыми атлетами со всей Греции — Олимпийские игры. В самом сердце города стоял величественный храм, главным украшением которого была статуя, посвященная царю богов, громовержцу Зевсу. Сегодня мы узнаем, почему статуя Зевса в Олимпии считается одним из главных шедевров античной скульптуры и входит в список Семи чудес древнего мира. Приготовьтесь отправиться в прошлое сквозь века — туда, где история неразрывно связана с мифами.
История создания статуи Зевса
Чтобы понять, что привело к созданию статуи Зевса, нельзя не упомянуть об истории античных Олимпийских игр. Считается, что впервые они были проведены в 776 году до нашей эры, после чего был установлен промежуток между играми — четыре года (одна олимпиада). Долгое время в них участвовали только атлеты, жившие на полуострове Пелопоннес, на котором и находится Олимпия. Игры представляли собой своеобразный религиозный обряд — состязаясь, люди отдавали почести богам, а победителя награждали венком из священной оливы.
Популярность Олимпийских игр росла — к V веку до нашей эры они получили статус самого престижного спортивного соревнования и стали главным религиозным ритуалом всей Эллады. Функцию современных судей выполняли элланодики — граждане Элиды, которые были организаторами игр и хранителями олимпийских традиций. Именно им пришла идея построить для Зевса собственный храм в Олимпии, чтобы ему удобнее было наблюдать за состязаниями. В центре храма было решено поместить совершенную статую, воплощающую мощь и мудрость бога, вера в которого объединяла граждан всех греческих полисов.
Бокс включен в программу античных Олимпийских игр в 688 году до нашей эры. Изображение: ArchaiOptix, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Религиозные ценности были для них в то время едва ли не единственным неизменным объединяющим фактором. Правда, граждане различных полисов нередко проявляли сплоченность на фоне внешней угрозы. Например, Делосский союз, инициированный Афинами в 478 году до нашей эры, позволял содержать общие войска и успешно бороться с Персией. Но это объединение было лишь ситуативным. Доминирующее положение Афин не устраивало Спарту — лидера Пелопоннесского союза, созданного для противостояния Делосскому союзу. И во время знаменитой Пелопоннесской войны, продолжавшейся с 431 по 404 годы до нашей эры, бывшие союзники жестоко воевали друг с другом. Но боги были едины для всех. И Зевс был единым главой пантеона богов.
Откуда мы знаем, как выглядела статуя Зевса
Подробности внешнего вида храма Зевса удалось определить благодаря археологическим раскопкам, проведенным в XIX и XX веках. Исследователи обнаружили фрагменты фундамента, колонн, фронтонов и скульптурных композиций.
Однако статуя Зевса до наших дней не сохранилась. Чтобы понять, как именно она выглядела, ученые суммировали данные из многих источников, в том числе сохранившиеся изображения на монетах и письменные свидетельства следующих авторов:
Павсаний (II век до нашей эры) — в книге «Описание Эллады» привел одно из самых подробных описаний статуи, также уточнив используемые материалы;
Плиний Старший (I век до нашей эры) — в книге «Естественная история» сделал акцент на мастерстве Фидия и рассказал о технологии строительства;
Страбон (I век нашей эры) — в книге «География» дал не столь детальное описание статуи, однако уточнил ее реальные размеры и восхитился ими: «Если бы Зевс встал, он снес бы крышу святилища».
«Описание Эллады» Павсания; монета с изображением статуи Зевса. Изображение: Sailko, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons
Архитектурные особенности Храма Зевса
По усредненным данным, строительство храма Зевса в Олимпии продолжалось с 472 по 456 год до нашей эры. Местом для дома громовержца выбрали священное место Алтис, расположенное у подножия холма Кроноса — верховного титана и отца Зевса. Храм стал одним из самых ярких примеров дорического ордера. Так называют самый древний тип античной архитектурной композиции, для которого характерны мощные колонны без основания, простые скругленные капители и небольшое количество украшений. Дорический ордер органично сочетает в себе такие черты, как массивность и минимализм.
Храм Зевса. Изображение: Wikimedia Commons
Общая площадь храма Зевса составляла 2 033 метра, а высота — чуть менее 21 метра. Здание имело периптеральную конструкцию, то есть представляло собой прямоугольное основание, со всех сторон окруженное колоннадой (две стороны по 6 и две стороны по 13 колонн).
Основным строительным материалом служил мягкий известняк (поросский камень). Это был дешевый и распространенный материал, который выглядел не особенно привлекательно. Чтобы придать зданию торжественный вид, его покрыли штукатуркой «под мрамор».
Фронтоны храма Зевса были украшены двумя скульптурными композициями:
Зевс, наблюдающий за гонкой на колесницах между Эномаем (царем Пелопоннеса) и Пелопсом (правителем пелопоннесского города Писа). Согласно легенде, Пелопс опередил Эномая и заслужил право взять в жены его дочь Гипподамию, а в честь своей победы распорядился проводить Олимпийские игры;
Аполлон, наблюдающий за Кентавромахией — битвой между лапифами и кентаврами. В мифологии лапифы считались благородными великанами из Фессалии, а кентавры — дикими и необузданными существами, полулюдьми и полулошадьми. Кентавромахия отражала вечную борьбу цивилизации с варварством.
Детали западного фронтона храма Зевса. Изображение: Angela Monika Arnold, Berlin, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons
Фидий: величайший скульптор античности
Скульптор Фидий Старший получил известность благодаря созданию в афинском Акрополе двух статуй Афины — богини военной стратегии и мудрости. Одна из них украшала главный храм богини Парфенон, но особое восхищение вызывала бронзовая статуя Афины Промахос — сражающейся на передовой. Она возвышалась над руинами разрушенного персами религиозного комплекса, символизируя стойкость и несгибаемость афинян. О жизни древнегреческого мастера почти ничего неизвестно, однако его работы стали классикой и своеобразным эталоном античной скульптуры. Именно Фидию был поручен сложнейший заказ на создание статуи Зевса.
Фидий распорядился построить деревянную мастерскую, в точности повторяющую пропорции и некоторые конструктивные элементы храма Зевса, чтобы проектировать статую с учетом его архитектурных особенностей. В 1950 годах археологи обнаружили на месте его мастерской инструменты, фрагменты материалов, а также чашу с надписью «Я принадлежу Фидию».
Описание статуи Зевса: материалы и символика
Композиционным центром и главным элементом храма в Олимпии, безусловно, была статуя Зевса. Она располагалась в самом центре целлы — внутренней части святилища. По тогдашним представлениям, такое расположение статуи позволяло богу наблюдать за церемониями и жертвоприношениями в его честь.
Макет храма Зевса. Изображение: Tangopaso, Public domain, via Wikimedia Commons
Поскольку статуя была задумана огромных размеров, высеченная из камня она была бы слишком тяжелой. Поэтому ее создателем был применена другая технология, уже известная в то время: статуя должна была иметь деревянную основу. Внешние части подобных статуй обычно формировали из бронзы или мрамора, но Фидий выбрал для своей самой известной работы особенные материалы — золото и слоновую кость.
Позднее скульптуры такого типа начали называть хрисоэлефантинными — от греческих слов «хрисос» и «элефас» («χρυσός» и «ἐλέφας»), которые переводятся как «золото» и «слоновая кость». Каркас подобной скульптуры чаще всего был выполнен из эбенового дерева, которое ценилось за твердость и прочность. Слоновую кость, цвет которой схож с тоном человеческой кожи, использовали для изображения не покрытых одеждой участков тела. Волосы, одежду и предметы декора формировали из золотых нитей толщиной не более 1,5 миллиметров. Дополнительными материалами служили серебро, драгоценные камни и цветное стекло, которыми нередко инкрустировали глаза статуи.
Статуя достигала 17 метров в высоту, из них 12 приходилось на фигуру Зевса. Глава олимпийских богов был изображен сидящим на троне. Голова его была увенчана оливковым венком — главным символом триумфа в Олимпийских играх. В левой руке Зевс держал инкрустированный драгоценными камнями скипетр, символизирующий власть и могущество. На вершине скипетра располагался орел — пророческий вестник, наблюдатель за земным царством и исполнитель божественной воли. В правой руке громовержца была статуэтка Ники — богини победы.
Одеяние Зевса было полностью выполнено из блестящего золота. На цельных листах были отчеканены лилии и изображения животных (каких именно, история умалчивает). Ноги Зевса, облаченные в сандалии, опирались на небольшую скамеечку, на которой было изображено, как Тесей сражается с амазонками — яростными воительницами и охотницами, славившимися своими завоевательными походами и набегами.
Портрет Фидия; статуя Зевса. Изображения: Yair-haklai, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons; Wikimedia Commons
Отдельно остановимся на роскошном троне Зевса, выполненном из слоновой кости. Помимо украшений из черного дерева и драгоценных камней, на нем были вырезаны многочисленные рельефные изображения, посвященные героям греческой мифологии:
Хариты (грации) — вечно молодые богини очарования и торжества природы;
О́ры — богини времен года, порядка и справедливости;
Сфинксы — крылатые львы с человеческими головами, загадывающие путникам загадки и съедающие их в случае неправильного ответа;
Ниобиды — дети титаниды Ниобы, убитые Аполлоном и Артемидой за дерзость.
Судьба статуи Зевса: от древности до наших дней
Работы над статуей Зевса были окончательно завершены в 435 году до нашей эры. Статуя поражала людей своей красотой, и вскоре весть о ней распространилась далеко за пределами Олимпии. Паломники даже из самых отдаленных полисов, таких как Херсонес или Фасис, преодолевали больше 1 000 километров, чтобы своими глазами увидеть это творение и отдать почести главе олимпийских богов.
Статуя Зевса в храме. Изображение: Jacob von Falke, Public domain, via Wikimedia Commons
Статуя Зевса считалась одной из главных культурных ценностей не только на Пелопоннесе, но и во всей Греции. Даже после того как греческие земли во II веке до нашей эры оказались под власть Римской империи, Олимпия осталась важным религиозным центром, а к статуе и храму Зевса (в то время они по римской традиции уже носили имя Юпитера) относились с большим почтением. В том же II веке до нашей эры статуя Зевса сильно пострадала от землетрясения. После этого в Олимпию пригласили скульптора Димофона, которому удалось восстановить шедевр. Известно, что императоры Август и Адриан спонсировали ремонтные и реставрационные работы, а также всячески подчеркивали преемственность римской культуры греческой.
В этой связи интересно упомянуть легенду о статуе Зевса и римском императоре Калигуле. Легенда гласит, что Калигула мечтал перевезти статую в Рим и заменить голову Зевса на другую, повторяющую черты лица самого императора. Однако когда вокруг статуи возвели с этой целью строительные леса, статуя вдруг громоподобно рассмеялась и леса сами собой обрушились.
Однако к IV веку нашей эры, когда римский император Феодосий I запретил все языческие религиозные обряды, к числу которых относились и Олимпийские игры, Олимпия стала терять свой статус. Последние олимпийские состязания прошли в 393 году, после чего город начал быстро приходить в упадок. Статую Зевса демонтировали и перевезли в столицу Византии Константинополь.
Дальнейшая судьба скульптуры до сих пор остается загадкой. По одной из версий дворец, в который ее поместили, был полностью разрушен во время землетрясения в V или VI веке нашей эры. По другой — статуя была уничтожена во время пожара. Так или иначе, факт остается фактом: знаменитая статуя оказалась утеряна.
Руины храма Зевса в Олимпии. Изображение: Pan.stathopoulos, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Влияние статуи Зевса на искусство и архитектуру
Статуя Зевса во многом определила развитие античного искусства, а также показала, как грамотное сочетание архитектурных и скульптурных приемов влияет на организацию пространства храмов. Именно по этому образцу культовые статуи богов начали размещать в целле, чтобы они были хорошо различимы с улицы. Идеализированный образ божества с человеческими чертами стал каноническим примером сначала для греческой, а затем и для римской монументальной скульптуры.
С возрождением интереса к античным идеалам в XIV – XV веках и с наступлением эпохи Ренессанса статуя Зевса работы Фидия к тому времени уже безвозвратно утерянная, вновь привлекла к себе внимание. И это еще одно несомненно свидетельство того, что слава ее была невероятно велика, настолько, что даже 1000 лет спустя все еще жила в умах. Как утверждает автор знаменитой книги о мастерах эпохи Ренессанса «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, великий Микеланджело Буонарроти посвятил много времени изучению исторических описаний статуи Зевса перед созданием своего знаменитого Давида.
А еще 500 лет спустя мир вновь вспомнил о хрисоэлефантинной технике, которая оказала большое влияние на становление стиля ар-деко. Этот стиль, объединивший в себе черты неоклассицизма и модерна, появился в начале XX века во Франции. Части тела скульптур, служивших для украшения роскошных интерьеров выполнялись из слоновой кости, а одежда и предметы декора — из золота или позолоченной бронзы.
Хрисоэлефантинная скульптура, 1920 г. Изображение: pamono.at
Легенды о статуе: связь с богами
Со статуей Зевса связано множество легенд, которые, безусловно, влияли на восприятие статуи современниками.
Когда возведение статуи было завершено, Фидий попросил у Зевса дать ему знак своего одобрения. Бог незамедлительно метнул молнию, которая нисколько не повредила скульптуру, а лишь оставила трещину на полу храма. Считалось, что таким образом Зевс не только одобрил, но и освятил изваяние в честь себя.
Перед началом Олимпийских игр жрецы проводили обряды, а атлеты возносили молитвы возле статуи Зевса. Однажды статуя ожила, лично благословила греческих спортсменов и поделилась с ними своей божественной аурой.
Интересные факты о статуе Зевса
Статуя Зевса является единственным из Семи чудес света, которое располагалось в материковой части Европы (Колосс Родосский был установлен на острове). Три чуда света находились в Азии, и еще два — в Африке (до наших дней сохранилась только пирамида Хеопса).
В санкт-петербургском Эрмитаже можно увидеть мраморную статую Юпитера (римское наименование Зевса), созданную неизвестным римским скульптором в I веке нашей эры. Считается, что прототипом для нее послужила статуя Зевса в Олимпии, что согласуется с многочисленными историческими описаниями.
Статуя Юпитера в Эрмитаже. Изображение: I, Sailko, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons; Freepik
Чтобы обеспечить сохранность статуи, ее постоянно покрывали оливковым маслом, которое хранилось в небольшом бассейне на пьедестале. Рядом с храмом была заболоченная местность, и из-за сырости материалы скульптуры могли испортиться и потерять свой цвет. Кроме того, отраженные от масла солнечные лучи падали на верхнюю часть статуи, что создавало иллюзию сияния лика.
Чудеса света: место статуи Зевса среди других чудес
Статуя Зевса в Олимпии была включена канонический список Семи чудес света. Список был составлен в I или II веке до нашей эры и является коллективным и обобщенным наследием множества античных авторов, среди которых были Геродот, Каллимах из Кирены и Антипатр Сидонский. Помимо статуи Зевса в Олимпии, список включал в себя пирамиду Хеопса в Египте, знаменитые «висячие» сады легендарной вавилонской правительницы Семирамиды, статую бога Гелиоса на острове Родос и ряд других архитектурных и скульптурных памятников. Однако список этот весьма условный и многие шедевры искусства древнего мира, такие как, например, та же статуя Афины работы Фидия, в него не вошли. Тем не менее статуя Зевса в Олимпии до сих пор считается олицетворением гармоничного сочетания искусства, религии, культуры и спорта.
Изображение: Jacob van der Ulft, Public domain, via Wikimedia Commons
Статуя Зевса в вопросах и ответах
Почему статуя Зевса в Олимпии считается одним из Семи чудес света?
Прежде всего, Статуя Зевса — это сложный технологический проект своей эпохи. Из-за больших размеров статуи и создания динамичной позы Зевса у посетителей возникал эффект присутствия божества, статуя восхищала современников своей красотой и на много веков стала идеалом античной скульптуры. Кроме того, это был классический пример античной хрисоэлефантинной техники, в которой элементы из слоновой кости и золота последовательно накладываются на каркас из твердых пород дерева.
Чье лицо было у статуи Зевса в Олимпии?
Возможно, Фидий вдохновлялся какими-либо реальными прототипами или даже лепил лицо Зевса с натуры, однако прямых свидетельств этому нет.
Как называется статуя Зевса в Олимпии?
У статуи Зевса в Олимпии нет какого-либо уникального названия. В ряде источников ее называют «Олимпийским», или «Хрисоэлефантинным» Зевсом.
Где находилась статуя Зевса в Олимпии?
Статуя Зевса находилась в целле (внутреннем зале) храма Зевса в Олимпии — городе, расположенном на Пелопоннесском полуострове.
Сохранилась ли статуя Зевса в Олимпии?
Статуя Зевса не сохранилась до наших дней. Она была утеряна в V или VI веке нашей эры.
Иван Стефанов
Изображение на обложке: Wikimedia Commons