НОВЫЙ ОБЛИК И НОВОЕ БУДУЩЕЕ РАН. Геннадий КРАСНИКОВ - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

НОВЫЙ ОБЛИК И НОВОЕ БУДУЩЕЕ РАН. Геннадий КРАСНИКОВ

Особенность переживаемого нами момента развития цивилизации состоит в том, что наука стала определяющим фактором социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности.

Предстоящие выборы президента РАН проходят в непростой для нашей страны ситуации. Но именно данное обстоятельство открывает возможность вернуть РАН первостепенное положение в государстве, науке и обществе. Прежде всего РАН может и должна продемонстрировать свою эффективность в решении наиболее насущных задач, стоящих перед страной и обществом.
Задачи, которые российская наука независимо от внешних условий должна решать на современном этапе, определены в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (далее – Стратегия). На ее реализацию направлены государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (далее – Программа НТР) и Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы) (далее – Программа ФНИ).

Решая задачи, определенные Стратегией и Программами НТР и ФНИ, Российская академия наук должна установить для себя следующие главные ориентиры:

  1. РАН – главный интеллектуальный штаб российской фундаментальной науки, организующий и выполняющий фундаментальные исследования, направленные на создание основы для устойчивого развития Российской Федерации в условиях непрерывного политического и экономического давления на нашу страну;
  2. РАН – системообразующее звено единого научно-технологического пространства России, которое соединяет различные функциональные сегменты и региональные кластеры российской науки;
  3. РАН – источник научных знаний, составляющих основу гармоничного развития гуманитарной сферы России, глубокого патриотизма, духовного потенциала российского народа.

Важнейшие цели фундаментальных исследований:

  1. обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации, предполагающего возможность устойчивого развития России в условиях непрекращающихся попыток внешних сил изолировать субъекты российской экономики и науки от наиболее перспективных и эффективных зарубежных технологий;
  2. формирование новой среды обитания как целостной системы «природа – технологии – информация – культура», обеспечивающей стабильное приращение человеческого капитала Российской Федерации на основе высокотехнологичного массового здравоохранения, эффективных агропромышленных технологий, экологически чистых, природосберегающих энергетики и индустрии;
  3. обеспечение устойчивости системообразующих инфраструктур (в первую очередь энергетической, производственной, транспортной и информационной, критически важных для жизнедеятельности, обороноспособности и безопасности государства и качества жизни населения) к деструктивным воздействиям различной природы;
  4. цифровая трансформация экономики и техносферы Российской Федерации, направленная на создание самой передовой системы организации производства, управления и социально-экономического развития в целом; масштабное внедрение технологий искусственного интеллекта, цифровых технологий, аддитивных производств, сервисной робототехники, развитие суперкомпьютерных, нейросетевых и телекоммуникационных технологий, методов эффективного использования «больших данных» в целях решения широкого спектра актуальных практических задач;
  5. создание научно-технологических предпосылок для существенного повышения качества государственного управления, в первую очередь в кризисных ситуациях, на основе разработки и повсеместного внедрения на всех уровнях управления методов программно-целевого планирования и предсказательного моделирования последствий принятия управленческих решений в сочетании с непрерывным оперативным анализом их реальных результатов;
  6. обеспечение духовного здоровья нации на основе системного противодействия угрозам разрушения единого информационно-культурного пространства Российской Федерации.
    Главное, что Российская академия наук должна сделать сегодня, – взять на себя функции ключевого партнера государственной власти в реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и выполнении Программ НТР и ФНИ. РАН должна стать органично встроенным в систему принятия решений государства интеллектуальным штабом научно-технологического развития страны на десятилетия вперед.

РАН ОТВЕТСТВЕННА ЗА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Особая роль должна принадлежать академии в выявлении закономерностей развития техносферы, прогнозировании основополагающих тенденций научного и технологического прогресса в условиях глобализации науки и экономики.

Обладая интеллектуальными ресурсами высшей квалификации, неоценимым опытом и уникальной репутацией, РАН должна оказывать реальное и существенное влияние на выработку приоритетов развития науки, координацию научных исследований на всех стадиях развития, принятие решений о поддержке и доведении до стадии промышленного внедрения получаемых научных результатов.

Академия должна быть не только ответственна за фундаментальные и поисковые исследования, но и обязана формировать основу для эффективного взаимодействия с прикладной наукой, высокотехнологичным производством.

Необходимо поставить взаимодействие с министерствами и корпорациями Российской Федерации на системную основу, обеспечив включение ведущих представителей РАН в состав их коллегий, научно-технических советов и советов директоров, наладить сотрудничество РАН с прикладными НИИ и производственными структурами.

Одной из важнейших задач РАН является международное научное сотрудничество.
Невзирая на существенно осложнившиеся внешние условия, РАН должна обеспечить устойчивый рост научного присутствия России в глобальном научном пространстве. Научная дипломатия, контакты ученых разных стран могут и должны способствовать налаживанию межгосударственного диалога, прояснению и продвижению позиций России по актуальным вопросам международных отношений в мировом научном сообществе.

РАН – ОРГАНИЗАТОР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СТРАНЕ, ИНИЦИАТОР СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ И ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Одной из острых проблем, требующих оперативного решения, является модернизация системы управления фундаментальными и поисковыми научными исследованиями. Крайне важным являются преемственность между стадиями исследований, заинтересованность в этом органов государственной власти и самих организаций.

В целях успешной реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и выполнения Программ НТР и ФНИ необходимо обеспечить совершенствование механизма координации фундаментальных и поисковых научных исследований в стране, предусмотрев определение и формирование их тематик Российской академией наук, исходя из национальных приоритетов.

Объектом координации со стороны РАН должны являться фундаментальные и поисковые исследования независимо от ведомственной принадлежности выполняющих их научных организаций.

Важно, чтобы академия на постоянной основе в рамках сложившейся и развивающейся практики принятия государственных решений активно участвовала в формировании политики инвестиций государства и бизнеса в науку, установлении их соотношения в зависимости от научно-технологических приоритетов, целесообразности перераспределения «центров тяжести» фундаментальных и прикладных исследований между научными организациями и университетами, обеспечении подотчетности органов, ответственных за реализацию инновационной политики.

Координация научных исследований предполагает и применение различных конкурсных механизмов финансирования исследований. В этом контексте академия должна выступить инициатором возобновления более тесного взаимодействия с научными фондами и институтами развития. Однако при этом базовая часть финансирования научных организаций в обязательном порядке должна сохраняться. Также важным системным решением должна стать работа по активизации процессов коммерциализации научных разработок академических институтов.
РАН может и должна быть одним из лидеров в деле восстановления полного инновационного цикла, запуска новых технологических цепочек, а также обеспечить научное сопровождение масштабных проектов в ключевых областях.

Наиболее перспективной формой интеграции академической, прикладной, вузовской науки и высокотехнологичного бизнеса должны стать консорциумы, включающие академические и прикладные НИИ, вузы, бизнес-структуры, а также инновационные предприятия, основанные на разработках академических институтов. Для ускорения процессов передачи научных результатов в практический сектор и обеспечения экономической устойчивости консорциумы могут иметь статус особых экономических зон.

Развитие техносферы Российской Федерации, будучи важнейшей целью и точкой приложения академической науки, должно быть гармонизировано с развитием духовного и интеллектуального потенциала, общей культуры нации.

Усилия академической науки следует направлять на проведение комплексных междисциплинарных исследований, целью которых должно стать создание эффективных инструментов социального проектирования, предсказательного моделирования последствий принятия решений по управлению социумами с оценкой реализуемости возможных траекторий социального развития.

В полной мере должны проявиться возможности академической науки как системообразующего института долгосрочного развития нации.

РАН – АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

В условиях резкого возрастания угроз военной безопасности Российская академия наук должна стать источником новых знаний, использование которых позволит существенно увеличить военный потенциал нашей страны, что обеспечит создание новых систем вооружения, способных в полной мере парировать указанные угрозы.

В этом сегменте своей деятельности академическая наука должна поддерживать сложившиеся устойчивые и плодотворные связи с военно-научным комплексом Вооруженных сил Российской Федерации.

Не меньшее внимание академическая наука должна уделять фундаментальным проблемам, решение которых необходимо для оснащения правоохранительных органов, специальных служб и Росгвардии средствами борьбы с терроризмом и преступностью (в том числе в киберпространстве) и выполнения возложенных на них специальных задач.

Важнейшими инструментами организации эффективного взаимодействия академической, военной и прикладной науки следует считать Научный совет при Совете безопасности Российской Федерации, Научно-технический совет Военно-промышленной комиссии Российской Федерации и Совет РАН по исследованиям в области обороны, тематика и состав секций которых должны обеспечивать полный охват всего спектра необходимых фундаментальных исследований и соответствующих центров компетенции.

РАН – ВЕДУЩИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ИХ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Научное пространство страны представлено как регионами, в которых активно развивается фундаментальная наука и производятся наукоемкие технологии, так и регионами, которые не имеют для этого необходимого потенциала, однако требуют серьезного внимания со стороны российской науки и готовы финансировать научные исследования, направленные на решение стоящих перед ними социально-экономических проблем.

В результате трансформации РАН в 2013 году в подчинении РАН остались только три региональных отделения. Однако законом предусмотрена возможность создания в структуре РАН региональных научных центров как самостоятельных юридических лиц. К сожалению, до настоящего времени соответствующая нормативная правовая база не создана. В этом направлении предстоит провести большую работу по согласованию позиций Правительства Российской Федерации, региональных органов власти и Российской академии наук.

Естественными и эффективными партнерами РАН в этой работе станут руководители субъектов Российской Федерации, которым федеральное законодательство предоставило возможность финансирования исследовательских программ для решения социально-экономических задач регионов.

Одним из возможных решений этой задачи стало бы создание в субъектах Российской Федерации совместно с органами власти под эгидой РАН региональных научно-координационных советов. Такие советы могли бы взять на себя функции разработки программ социально-экономического и инновационного развития регионов, координации научных исследований в регионе, подготовки предложений для руководства по решению проблем развития территориальных научно-образовательных центров и инновационно-технологических комплексов.

РАН – ГЛАВНЫЙ ЭКСПЕРТНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ НАУКИ, ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

В соответствии с Федеральным законом №253-ФЗ РАН получила возможность стать главным экспертным органом страны. Наличие такого статуса предопределяет достаточно серьезные изменения в структуре РАН и ее деятельности.

Однако сделанного в этой сфере явно недостаточно. РАН во взаимодействии с ведущими научными организациями и вузами страны должна стать интегратором независимой экспертизы, с мнением которой считаются органы власти и крупные корпорации, контрольные органы. Научная экспертиза РАН должна стать обязательной при подготовке к рассмотрению важнейших государственных стратегических документов, законов, решений и программ. Однако академия, в свою очередь, должна взять на себя ответственность за качество и оперативность экспертизы, при этом уменьшив бюрократическую нагрузку на научные коллективы.

РАН должна стать главным экспертным органом по разработке предложений для государственных органов и национальных компаний при утверждении программ развития научных центров, университетов и национальных исследовательских центров и выделению им дополнительного финансирования; по принятию решений о создании новых конкурентоспособных академических научных центров (институтов) и их финансировании; по контролю численности научных сотрудников; по общей координации расходования бюджетных ассигнований на выполнение фундаментальных и поисковых научных исследований в стране.

РАН: НОВЫЙ ОБЛИК И НОВОЕ БУДУЩЕЕ

Первоочередным объектом совершенствования РАН должна стать система академического управления. Здесь необходима синергия трехсотлетних традиций развития академии, накопленного опыта и лучших отечественных и мировых практик управления в сфере науки и технологий. Президент и Президиум РАН призваны возглавить и направить эту работу и, разумеется, принять на себя ответственность за результаты.

Следует сосредоточить деятельность Президиума РАН на обсуждении и принятии стратегических решений в области развития российской науки. Речь идет именно о стратегии, национальных проектах и механизмах их реализации.

Работа президента Российской академии наук должна опираться на слаженную и сбалансированную деятельность аппарата с неизбыточной структурой. Важнейшим элементом работы руководства академии должен стать непрерывный контроль за выполнением решений, принимаемых президентом и Президиумом РАН.

Важно усилить влияние Президиума РАН во взаимодействии с Администрацией Президента Российской Федерации, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации при принятии принципиальных решений о развитии основных сфер жизни российского общества. Здесь представляются важными как крупные инициативы общероссийского значения со стороны академии, так и высокоуровневая экспертиза намечаемых и разрабатываемых государственных программ. РАН является одним из символов российского государства, фундаментом созидательного развития общества и страны. Поэтому академия обязана работать в тесном контакте с руководством страны и быть представлена на всех уровнях управления.
Целесообразно существенным образом усилить роль отделений РАН по областям и направлениям науки, региональных отделений и научных советов, дав им полномочия принимать самостоятельные решения в рамках их компетенций.

РАН должна обеспечить реальное научно-методическое руководство академическими институтами, перешедшими в ведение Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, и вузами с целью формирования единого подхода к выполнению научных исследований. Деятельность институтов должна регулярно (не реже одного раза в два-три года) рассматриваться специально созданными комиссиями отделений РАН. Заключения комиссий с рекомендациями, в том числе по кадровым вопросам, должны утверждаться бюро отделений РАН и направляться в Правительство Российской Федерации для принятия административных решений. При этом целесообразно отказаться от разделения всей совокупности академических институтов и вузов на категории, которое имеет упрощенно-бюрократический смысл и не отражает всех сложностей, присущих научному поиску, особенно в сегменте фундаментальных исследований.

На базе РАН должна гораздо активнее функционировать развернутая в настоящее время сеть профильных научных, научно-технических советов и комиссий, экспертных советов. Их деятельность должна координироваться отделениями РАН и создаваемыми в случае необходимости при Президиуме РАН междисциплинарными советами и комиссиями.
Постоянной составляющей работы руководства РАН – и Президиума, и отделений РАН – должны стать предметное совершенствование структуры РАН, ее актуализация в соответствии с новыми задачами. Структуру РАН необходимо сделать более гибкой, следовать ведущим тенденциям развития мировой науки.

Следует существенно расширить роль отделений РАН в части обеспечения публикационной активности академии.

Важно на постоянной основе развивать интегрированные сервисы для ученых по использованию накопленных знаний. Системными мерами в данном сегменте деятельности академии должны стать представление полученных результатов в отечественных научных журналах, включая ведомственные издания, качественное улучшение работы редакционных коллегий журналов, совершенствование издательской политики РАН.

Особое внимание необходимо уделить созданию благоприятной среды для кадрового роста ученых, сохранению и приумножению традиций, поддержке не только безусловных научных лидеров, но и вспомогательного персонала.

Российская академия наук может и должна быть источником научных кадров высшей квалификации для возникающих новых направлений науки и техники, эволюционирующей цифровой экономики, подобно тому как в свое время Академия наук СССР обеспечила такими кадрами атомный и ракетно-космический проекты. Для этого необходимо существенно укрепить взаимодействие академии с ведущими вузами страны, обеспечить эффективное функционирование исследовательской аспирантуры, развить на новой основе советский опыт создания и функционирования базовых кафедр вузов в научных организациях и на предприятиях.

РАН должна занять ключевое место и в вопросах присуждения ученых степеней и званий, что в полной мере соответствовала бы значению и функционалу РАН как эксперта высшего уровня в сфере науки и технологий. Поскольку в настоящее время около двух третей численности Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России составляют члены РАН, целесообразно рассмотреть вопрос о передаче ВАК под эгиду РАН.

Выборы в члены академии должны быть свободны от искусственно созданных ограничений, облегчающих избрание одних ученых и усложняющих этот процесс для других. Безусловным и универсальным критерием для избрания должны быть научные заслуги претендентов, а также их человеческие качества. Выборам должна предшествовать тщательная работа по формированию перечня специальностей, по которым будут баллотироваться претенденты и которые должны соответствовать наиболее актуальным научным направлениям и учитывать наличие разрабатывающих их выдающихся ученых.

Академия наук должна обеспечивать и социальную защиту ученых. Поэтому совместно с Профсоюзом РАН обновленному составу Президиума РАН необходимо занять активную и ответственную позицию по вопросам разработки профессиональных стандартов научного работника, обновления перечня должностей научно-исследовательского института, разработки механизмов финансирования деятельности исследователя. Важно восстановить высокий статус научного работника в обществе, зафиксировать обязательства государства по формированию комфортных условий работы ученых и их оплаты, включая регулярную индексацию стипендий членов РАН. Активно насаждаемое в России грантовое и конкурсное финансирование имеет право на существование, но только в условиях достойной базовой заработной платы. Ученый не должен имитировать свою работу на половину ставки при полной загрузке в угоду статистике по выполнению требований соответствующих руководящих документов. Ученый не должен заниматься бесконечными поисками источников финансирования исследований и конъюнктурной борьбой за продвижение результатов своих работ.

Важно уделить значительно больше внимания старшему поколению ученых. Ведь большинство из них были непосредственными и, более того, ключевыми участниками научно-технологического рывка Советского Союза в XX столетии, авторами многих выдающихся результатов и достижений мирового уровня. Они являются носителями уникальных знаний, крайне важных для понимания закономерностей развития соответствующих областей науки. Необходимо приложить должные усилия, чтобы эти знания были в максимальной степени востребованы. Необходимо разработать специальную программу, включающую комплекс мер по социальной поддержке ученых старшего поколения, в том числе их медицинское обслуживание на льготных условиях с применением высокотехнологичного оборудования и самых современных медицинских технологий; предоставление им повышенной пенсии; создание совета научных руководителей организаций, осуществляющих исследования и разработки; развитие практик научного консультирования со стороны крупных ученых.

Важным элементом новой системы академического управления должна стать программа эффективного использования и преумножения активов РАН, включая имеющийся имущественный комплекс.

Необходимо поднять на принципиально новый уровень работу по повышению общественного статуса члена академии, используя для этого возможности федеральных и региональных СМИ, творческих союзов. В свою очередь, члены РАН должны активизировать свою деятельность по пропаганде научных знаний и борьбе с лженаукой во всех ее многообразных проявлениях.

***

Российская академия наук находится на сложнейшем этапе своего существования – этапе поиска новых форм организации фундаментальных и поисковых исследований, системной оптимизации и адаптации к новым требованиям государственной власти, этапе испытаний, обусловленных осложнением международной обстановки и резким возрастанием угроз безопасности нашей страны.

Важнейшим условием успешного прохождения этого этапа являются консолидация научной сферы страны, организация эффективной совместной работы РАН с крупнейшими научными и научно-образовательными центрами страны.

Следующий пятилетний период жизни академии – особенный. В 2024 году мы будем отмечать ее трехсотлетие.

Уверен в том, что традиции служения науке и Отечеству, накопленные академией за почти триста лет ее существования, дадут нам возможность успешно реализовать представленную программу и обеспечить успешное развитие и процветание нашей великой Родины.

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2