Эстетика руин. Учёные предложили варианты развития заброшенных объектов

10.03.2023

Эстетика руин привлекает туристов и любознательных людей на протяжении нескольких столетий и проявляется в самых разных формах, выяснили историки Уральского федерального университета (УрФУ). При поддержке РНФ (проект № 22-18-00679) они провели исследование и определили, что заброшенные объекты, в том числе индустриальные, можно сделать популярными местами среди туристов, организовав легальные и безопасные экскурсии. Историю посещения заброшенных объектов и то, что движет туристами, посещающими развалины самостоятельно, специалисты описали в журнале Labyrinth.

«Руинный туризм сегодня рассматривается в качестве одного из альтернативных видов городского туризма. Он предполагает посещение разного рода заброшенных пространств — городов, замков, промышленных объектов, — объясняет старший преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма УрФУ Екатерина Бугрова. — Один из примеров руинного туризма — фототуризм. Привлекательное изображение руин является одним из самых распространенных способов эстетизации упадка и разрухи. В социальных сетях сегодня насчитывается более 10 млн публикаций с хештегами abandoned, ruin porn. Так, немецкое турагентство go2know предлагает клиентам поездки по “затерянным местам” — заброшенным или законсервированным объектам, таким, как больницы, включая тюремную больницу Штази и знаменитый госпиталь Белиц-Хайльштеттен, аэродромы, психиатрические лечебницы, отели, театры, фабрики, тюрьмы».

Особая атмосфера, возникающая при посещении заброшенного объекта, привлекает людей, так как включает воображение, дает возможность представить, как функционировал объект, когда не был покинут, добавляет специалист. Яркие примеры — Помпеи, Чернобыль, мемориальный музей Аушвиц-Биркенау, Мемориал мира в Хиросиме.

Заброшенные пространства могут быть местом нескольких видов туризма, добавляет исследователь. К примеру, местом для фототуризма, съемок художественных и документальных фильмов, сериалов, кинотуров. Кроме того, это могут быть места для квестов, исторических, ностальгических или мрачных экскурсий, даже гастрономических.

«Отдельно стоит упомянуть гастрономический туризм — кейс руин-баров Будапешта наглядно показывает не только то, что нарочито демонстрируемая эстетика упадка может стать привлекательной для массового потребителя и превратиться в своего рода бренд территории, но и то, что успешно организованный на заброшенных пространствах бизнес может выступить импульсом для развития территории — как самого объекта, так и пространства вокруг него. Таким образом, руина из символа разрухи способна трансформироваться в символ успешности», — заключает Екатерина Бугрова.

Индустриальные (промышленные) объекты не всегда воспринимаются людьми как потенциальные туристические места, добавляет эксперт. Нередко индустриальные руины ассоциируются с готикой: пришедшие в упадок промышленные пространства олицетворяют зону бедствия, представляются как мрачный знак грядущего упадка. Такие территории либо грабят, либо они становятся местом проживания для бездомных, либо местом «приключений» для подростков. Однако их можно использовать в качестве обустроенных территорий для отдыха и арт-пространств. Это привлекательно для туристов, так как позволяет удовлетворить их интерес к эстетике упадка: люди смогут легально и организованно побывать в местах, закрытых для посещения.

«На сегодня под индустриальным туризмом чаще всего подразумевают посещение действующих промышленных объектов с экскурсией, как, к примеру, на Магнитогорском металлургическом комбинате. Однако такие проекты, как European Route of Industrial Heritage, демонстрируют, что в рамках именно этого вида туризма развиваются в качестве туристских аттракций объекты индустриального наследия, которое нередко представлено руинами, — говорит Екатерина Бугрова. — Еще один пример — на Wonderguide можно забронировать тур по индустриальным руинам в Фукуоке, входящим в состав памятников промышленной революции эпохи Мэйдзи — заводов, верфей и угольных шахт, которые включены в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО».

Включение руинизированных промышленных объектов в поле туризма не только позволит показать значимость индустриальных руин как объектов культурного наследия, но и приведет к сохранению и ревитализации таких пространств, превращению их в безопасные и привлекательные для времяпрепровождения места, заключает исследователь. В итоге это поможет не только трансформировать индустриальные центры, но и развивать местную экономику.

Справка

Эстетизация и романтизация руин насчитывает несколько столетий. Так, в XVII веке в живописи появился так называемый романтизированный «руинный» пейзаж (каприччо), а в XVIII веке «запущенность» руины как созвучной природе формы стала важнейшей составляющей ландшафта. В XIX веке к захваченным «жаждой руин» изобразительному и ландшафтному искусству добавилась и художественная литература: руины превратились в декорации для драматических сюжетов произведений готической литературы, своего рода метафору злого рока и упадка. В XX и XXI веках заброшенные объекты массово попадают в объектив фото- и кинокамер, становятся местом и темой для арт-проектов.

Уральский федеральный университет

 

Фото: m.fishki.net

Нет комментариев