Запущена межвузовская квантовая сеть

16.10.21

В Москве запустили первую в России экосистемную межвузовскую квантовую сеть с открытым доступом. Она объединила кампусы Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (НИТУ «МИСиС») и Московского технического университета связи и информатики. Об этом сообщил заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко.

Сеть создана в рамках проекта «Разработка сетевых программных решений для квантовых сетей». Презентация официального запуска прошла в коворкинге «Точка кипения — Коммуна».

«Запуск первой экосистемной межвузовской квантовой сети — это важное событие Года науки и технологий, — отметил Чернышенко. — В России появилась современная площадка для реализации технологичных инфраструктурных решений в сфере защиты данных с применением квантовой криптографии. Для правительства ценно, что в разработке сети принимали участие молодые ученые, студенты и аспиранты. Внедрение таких решений имеет большой потенциал и позволит сократить разрыв в сфере построения квантовых коммуникаций, создавать городские и междугородние инфраструктурные сети для нужд экономики, развивать эту индустрию не только в стране, но и на мировом уровне. Всего в планах до 2024 года запустить в стране 7 тысяч километров квантовых сетей».

Проект по созданию экосистемной межвузовской квантовой сети реализуется участниками консорциума Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) «Квантовые коммуникации», созданного на базе НИТУ «МИСиС». Участие в разработке, при поддержке Минобрнауки, принимали студенты, аспиранты и молодые ученые столичных вузов, специалисты профильных партнерских организаций.

Экосистемная межвузовская квантовая сеть состоит из пяти узлов, расположенных в корпусах НИТУ «МИСиС» и МТУСИ. Она имеет открытую архитектуру и масштабируется по мере появления новых участников. Доступ к сети получают вузы, научные организации, индустриальные партнеры и государственные учреждения. На базе сети они могут разрабатывать современные программные приложения в сфере информационной безопасности с применением квантовых ключей.

В планах у разработчиков — «закольцевать» архитектуру квантовой сети, что даст новые возможности для ее развития, сообщает пресс-служба Минобрнауки. Преимущество такой топологии в том, что при обрыве оптоволокна на какой-то из линий связанность сети не потеряется. Кроме того, на базе «колец» можно строить более сложную по архитектуре городскую сеть, когда один узел работает на множество потребителей — банковские и финансовые организации, телеком-операторы, представителей бизнеса в сфере топливно-энергетического комплекса, транспорта, современных технологий.

Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay