Как 5G-излучение влияет на живые организмы, выясняют учёные ТГУ

11.10.2022

Влияние мобильной связи на организм является предметом долгих и активных споров в обществе. Одни утверждают, что сети сотовой связи как чужеродный для эволюции фактор оказывают пагубное воздействие и даже могут вызывать серьёзные заболевания, другие – что вышки безвредны, ВОЗ называет электромагнитное загрязнение окружающей среды самым опасным. Биологи Томского государственного университета проводят исследования, которые помогут выяснить, как электромагнитные волны антенн 5G влияют на физическое состояние и когнитивные функции млекопитающих. Проект реализуется при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030».

– Для проведения наших исследований радиофизики ТГУ сконструировали и изготовили антенну 5G, – рассказывает заведующая лабораторией экспериментальной физиологии НИИ биологии и биофизики ТГУ Наталья Кривова.– Объектом исследований выступают самцы крыс разного возраста – молодые, половозрелые и стареющие. Три группы в течение месяца находились в зоне действия данной установки. Для крысы это довольно длительный срок, он соответствует трём-четырём годам жизни человека. Контрольные группы содержались в другом помещении. Сейчас мы проводим оценку физиологических параметров и когнитивные тесты, которые должны показать, влияет ли 5G-излучение на общее состояние крыс и их познавательные способности.

В частности, в ходе исследований оцениваются изменение массы тела животных, температура тела – его поверхности и ядра тела. Когнитивные способности всех групп проверяются в водном лабиринте Морриса. Эксперименты в лабиринте являются одним из основных тестов для изучения пространственной памяти и процесса обучения у грызунов.

– В ходе последующих исследований будет оцениваться состояние кожи животных, – поясняет магистрантка АМП «Биофотоника», сотрудница лаборатории лазерного молекулярного имиджинга и машинного обучения ТГУ Марина Лепехина. – В качестве инструмента используется метод многофотонной микроскопии, который позволяет оценивать сложные процессы, происходящие в клетках и компонентах биологического образца. В частности, мы планируем проследить процесс биосинтеза коллагена.

Наряду с этим будут исследованы свободнорадикальные процессы в отделах мозга, сердца, печени, семенниках; а нейробиологи ТГУ оценят состояние микроглии и сохранность нейронов в различных отделах мозга (кора лобной доли, таламическая область).

– На данный момент получены данные когнитивных текстов у стареющих животных, – говорит Наталья Кривова. – Результаты когнитивных тестов у стареющих крыс не выявили разницы в усвоении информации у животных, содержавшихся вблизи источника электромагнитного излучения, и контрольных животных, не подвергавшихся воздействию излучения.

В ходе дальнейших исследований учёные выяснят, являются ли пагубным влияние антенны 5G на молодых и половозрелых млекопитающих. Однако, чтобы сделать объективные выводы, необходимо оценить все результаты комплексных исследований.

По словам учёных, крысы Вистар являются оптимальным модельным объектом для изучения общефизиологических параметров и поведенческих реакций. Результаты исследований помогут выяснить особенности влияния радиочастотного излучения в диапазонах 5G на разные по возрасту группы животных, выделить наиболее уязвимые группы высших млекопитающих и спрогнозировать вероятные риски для здоровья популяции.

Результаты проекта «Исследование динамики физиологических реакций мозга и кожи высших млекопитающих при хроническом влиянии радиочастотного излучения 5G», являющегося частью стратпроекта ТГУ «Технологии безопасности», учёные представят в декабре 2023 года.

Справочно: исследованием влияния электромагнитного излучения на человека и животных учёные НИИ ББ ТГУ начали заниматься около 40 лет назад под руководством директора института Геннадия Федоровича Плеханова. Учёных интересовала степень влияния искусственных источников излучения электромагнитных полей, значительно превышающих мощность природных, на жизнедеятельность биологических объектов. В связи с интенсивным развитием средств радиосвязи и радиолокации, приборов бытовой техники, мобильной связи эти вопросы становятся ещё более актуальными.

Фото пресс-службы ТГУ