Заглянуть в звездную «щель». Астрофизики обнаружили невозможный космический объект

02.07.20

Космос преподносит человечеству новые сюрпризы. Год назад ученые зафиксировали одну из самых мощных вспышек в истории наблюдений – подобное случается при столкновении черной дыры с нейтронной звездой. Но дальнейшие исследования поставили астрофизиков в тупик: оказалось, что черная дыра столкнулась с «невозможным» объектом. В чем его необычность и что это открытие может значить для земной науки «Поиску» рассказал профессор РАН Сергей Попов.

Загадочная вспышка

14 августа 2019 года сложные лазеры в США и Италии обнаружили мощную гравитационную волну, которая окатила всю Землю. В тот же миг сообщения об этом были отправлены обсерваториям всего мира и сотни телескопов были сразу развернуты в ту точку пространства, из которой исходила волна. Но результат оказался нулевым, причем во всех диапазонах – от инфракрасного до гамма-излучения.

«Заграничный» объект

Но еще больше ученых удивили результаты обработки данных о гравитационной волне.

«Впервые мы наблюдали гравитационную волну, когда ее источник действительно всех озадачил. Я проработал в LIGO чуть более 10 лет, и это одно из самых захватывающих событий, которые мы наблюдали», – рассказал астрофизик из Университета Монаш в Австралии Рори Смит, его слова приводит издание Cnet.

Пара, столкнувшаяся на расстоянии 800 млн световых лет от Земли, оказалась весьма необычной. Черная дыра, в 23 раза превышающая массу Солнца, столкнулась с чем-то странным.

«Вызывает интерес природа второго объекта, у него масса 2,6 Солнца. Это немножечко тяжелее, чем самые тяжелые известные нейтронные звезды и немножечко легче, чем самые легкие известные черные дыры, — объясняет Сергей Попов. — Если мы нарисуем распределение по массам нейтронных звезд и черных дыр, то там есть такой провал – щель. Мы не знаем, не видим нейтронные звезды тяжелее, чем примерно 2 массы солнца, и практически не видим черных дыр легче 3-х масс солнца».

Открытие или ошибка?

Загадка настолько захватывающая, что в ближайшее время, по словам ученого, будет написано множество работ, объясняющих природу таинственного объекта. Первое – самое предсказуемое – объяснение уже появилось: ошибка в расчетах. На проверку данных уйдет немало времени. Ведь над полученным результатом почти год трудился суперкомпьютер.

«Мы используем особые распараллеленные алгоритмы, которые могут анализировать для нас на суперкомпьютерном кластере, состоящем из множества отдельных компьютеров. Выполнение такого же анализа на вашем ноутбуке заняло бы от 50 до 100 лет», – говорит Смит.

Еще одно – весьма вероятное – объяснение: здесь был замешан кто-то третий.

«Может быть раньше это была тройная система, и скажем, две нейтронные звезды слились и образовали такую легкую черную дыру – такое действительно вполне себе может быть», — говорит Сергей Попов.

Шанс на переворот в астрофизике

Но было бы гораздо интереснее, если бы загадочный объект в итоге оказался нейтронной звездой.

«Современные модели, скажем так, с большим трудом позволяют существовать таким массивным нейтронным звездам, — объясняет Сергей Попов. — Если это окажется нейтронная звезда, это будет очень интересно для построения моделей этих объектов, для ядерной физики, для квантовой хромодинамики. Потому что сейчас по таким самым популярным, самым общепринятым считается, что нейтронные звезды не могут быть тяжелее, чем примерно 2,2-2,3 масс Солнца».

Впрочем, вероятность такого варианта невелика, считает ученый. Скорее всего, мы имеем дело со сверхлегкой черной дырой. Но даже в этом случае современную астрофизику ждут новые открытия: ведь до сих пор никому не удавалось «заглянуть» в загадочную «щель».

Екатерина Булатникова