Вот и нету великана. Астрономы отследили, как умирающая звезда поглотила планету размером с Юпитер

Первое в истории астрономии наблюдение разбухшей в преддверии собственного взрыва звезды, которая поглощает одну из своих планет, удалось провести группе исследователей под руководством Кишалая Де из Массачусетского технологического института (MIT). Это событие было замечено в 12 000 световых годах от нас в созвездии Орла, и предполагается, что именно так когда-нибудь Солнце поглотит Землю. Признаки того, что подобное может происходить, ученые замечали и раньше, но никто до сих пор не видел самого акта «заглатывания» планеты звездой. Описываемое открытие предоставляет «недостающее звено» в нашем понимании эволюции и конечной судьбы планетных систем, включая ту, что населяем мы, пишут астрономы в статье, опубликованной журналом Nature.

«Это вероятная судьба Земли. Мы действительно видим, к чему придет Земля через пять миллиардов лет», — приводит слова Кишалая Де The New York Times.

Жизненные циклы звезд связаны с их массами. Небольшие звезды, такие как красные карлики, могут светить на протяжении триллионов лет, тогда как самые массивные звезды взрываются спустя несколько миллионов лет после своего рождения. Звезды, подобные Солнцу, начинают умирать спустя миллиарды лет, трансформируясь в красных гигантов, которые увеличиваются в размере в сотни раз, поглощая все, что находится внутри их прогрессирующих границ.

О поглощениях планет звездами судят по звездному свету, в котором обнаруживаются химические «подписи» планет. Но наблюдение самого момента поедания планеты звездой осложнено тем, что свет, испускаемый при таких событиях, тусклый и короткоживущий. Де с коллегами использовали обзорный телескоп имени Цвикки, камеру на телескопе Паломарской обсерватории в Калифорнии для поиска и отслеживания совершенно других событий — слияния звезд, которые называются яркими красными новыми (red novas). И тогда-то они и столкнулись с необычной вспышкой в видимом спектре, после чего, по словам Де, начала разворачиваться «детективная история». Источник этого излучения, обнаруженный обсерваторией Кека, оказался звездой, которая в 10 раз холоднее, чем должно быть. Продолжив ее изучение в инфракрасном свете с помощью другой камеры Паломарской обсерватории, авторы увидели, что общее количество энергии, высвобожденной звездой с момента ее первоначального взрыва, было в тысячу раз меньше, чем при любом звездном слиянии. Следовательно, то, что слилось со звездой, должно быть в 1000 раз меньше, чем любая другая звезда. Под этот размер подходит планета величиной с Юпитер.