Волны подсказали. Анализ сейсмических данных выявил у Марса жидкое ядро

Международная группа ученых, использовав данные, которые были собраны посадочным аппаратом NASA InSight, пришла к заключению, что ядро Марса жидкое и состоит из железосодержащего сплава с высоким содержанием серы и кислорода. Результаты этого исследования, опубликованные в Proceedings of the National Academy of Sciences, дают новое представление о том, как формировалась Красная планета, а также о геологических различиях между Землей и Марсом, которые могли сыграть решающую роль в поддержании жизни на нашей планете.

Для того чтобы установить эти различия, ученые отслеживали распространение волн двух удаленных друг от друга сейсмических событий на Марсе. Одно было вызвано марсотрясением, а другое — крупным столкновением с небесным телом. Волны от обоих событий проходили через ядро планеты, и, определив время, за которое эти волны проходят через Марс, тогда как другие остаются в мантии, а после объединив эту информацию с прочими сейсмическими и геофизическими измерениями, авторы подсчитали плотность и сжимаемость вещества, через которое проходят волны. В результате получилось, что у Марса, вероятнее всего, полностью жидкое ядро в отличие от Земли, у которой твердое внутреннее ядро окружено жидким внешним ядром. Кроме того, исследователи выдвинули предположение о химическом составе марсианского ядра: в его самом глубинном слое неожиданно много легких элементов, а именно — серы и кислорода. По оценкам авторов, на долю этих элементов приходится одна пятая веса ядра. Это разительно отличается от пропорций элементов в ядре Земли, где серы и кислорода значительно меньше. Таким образом, ядро Марса должно быть гораздо менее плотным и более сжимаемым, чем земное ядро. Эти различия указывают на различные условия формирования двух планет.

«Уникальность ядра Земли позволила ей сгенерировать магнитное поле, защищающее нас от солнечного ветра и позволяющее сохранять на планете воду. Ядро Марса этого щита не образовало, а потому условия на поверхности Красной планеты жизни не благоприятствуют», — цитирует соавтора статьи Николаса Шмерра из Мэрилендского университета SciTechDaily.

Несмотря на нынешнее отсутствие магнитного поля, ученые, судя по следам магнетизма в коре Марса, допускают, что когда-то магнитная защита, подобная той, что образуется ядром Земли, у Красной планеты была. Это означает, что эволюция Марса была постепенной и могла идти от планеты с потенциально поддерживающими жизнь условиями к той, что сегодня совершенно необитаема. Миссия InSight, нацеленная на изучение внутреннего строения и состава Марса, завершилась в декабре прошлого года, но анализ данных, которые получил сейсмометр на борту ее посадочного аппарата, продолжается.

Марина Аствацатурян