В созвездии Кита. Обнаружены еще две потенциально обитаемые планеты

Две планеты, сопоставимые по размеру с Землей, находятся в обитаемой зоне звезды Глизе 1002. Определяя лучевую скорость звезды и наблюдая прохождение небесных тел перед звездами, астрономы уже открыли больше 5000 экзопланет. Первыми из обнаруженных были, как следовало ожидать, гигантские планеты, но со временем благодаря быстрому росту технических возможностей стали выявляться и планеты с малыми массами и меньшими радиусами, что в конце концов привело ученых к планетам земной массы. В настоящее время известны десятки экзопланет с массами, близкими к земной, и сотни с радиусом, сопоставимым с радиусом Земли.

«Тем не менее число известных планет в обитаемых зонах родительских звезд с возможностью выяснения их атмосферного состава остается очень небольшим», — цитирует Алехандро Суареса Маскареньо из Канарского института астрофизики Sci.News.

Новые экзопланеты были обнаружены спектрографами ESPRESSO и CARMENES, которые установлены на Очень большом телескопе Европейской южной обсерватории в Чили и в испанской обсерватории Калар-Альто. Глизе 1002 — одинокий красный карлик в созвездии Кита, между этой звездой и Солнцем всего 16 световых лет. Масса Глизе 1002 составляет одну восьмую массы Солнца. CARMENES наблюдал Глизе 1002 с 2017-го по 2019 годы, а ESPRESSO — с 2019-го
по 2021-й. Новые планеты в обитаемой зоне Глизе 1002 получили обозначения Глизе 1002b и Глизе 1002c. Масса Глизе 1002b составляет 1,08 массы Земли, ее орбитальный период — 10,3 земных суток, удаленность от родительской звезды — 0,046 астрономической единицы. Глизе 1002c немного больше, ее масса оценивается в 1,36 земной массы, орбитальный период составляет 20,2 суток, расстояние от звезды — 0,074 астрономической единицы.

«Из-за низкой температуры родительской звезды исходящий от нее видимый свет слишком слаб для измерения вариаций его скорости большинством нынешних спектрографов», — отмечает Игнаси Рибас, директор Института космических исследований Каталонии.

Но «близость Глизе 1002 к Солнцу делает угловые размеры орбит обеих планет достаточно большими для того, чтобы можно было изучать их атмосферы будущими спектрографами с высоким разрешением», — отмечают авторы статьи, опубликованной в Astronomy&Astrophysics.