В скоплении галактик астрономы обнаружили загадочное одиночное облако размером больше Млечного пути

02.07.2021

Группа астрофизиков (Университет Алабамы) обнаружила на расстоянии в 300 млн световых лет от Земли изолированное газовое облако с размерами, превышающими площадь Млечного пути.

Внутри так называемого «одинокого облака» — горячий газ, температура которого 10 тыс. -10 млн градусов Кельвина (К). Масса облака — 10 млрд солнечных, что сравнимо с некоторыми небольшими галактиками и даже массивнее них.

Открытие произошло случайно, для наблюдений астрономы использовали использован рентгеновский спутник X-ray Multi-Mirror Mission (XMM-Newton) Европейского космического агентства и другие космические и наземные обсерватории, в том числе Очень большой телескоп (Very Large Telescope/VLT).

Расположено облако скоплении галактик в скоплении галактик Abell 1367 (или скопление Льва), где содержится  около 70 галактик. Они связаны с разреженным горячим газом, температура которого составляет примерно 100 млн Кельвинов.

«Однако это облако не связано ни с одной галактикой, расположенной поблизости, — сообщил адъюнкт-профессор физики Университета Алабамы доктор Мин Сунь.

Специалисты считают: возможно, облако является остатком крупной, остающейся неизвестной галактики из этого скопления. Быстро движущаяся галактика столкнулась «лоб в лоб» с горячим газом из межгалактической среды в этом скоплении, и вещество начало улетучиваться с огромной скоростью — примерно в 50 раз больше, чем скорость движения Земли по орбите вокруг Солнца.

«Это похоже на то, как когда ваши волосы и одежда летят назад, когда вы бежите вперед против сильного встречного ветра, — говорит доктор Сунь. — После удаления из родительской галактики облако сначала становится холодным и испаряется во внутрикластерной среде, подобно таянию льда летом».

Облако будет становиться все меньше и в конце концов исчезнет, считают астрономы. Несмотря на свою массивность, «одинокое облако» смогло просуществовать сотни миллионов лет после того, как было вытолкнуто из галактики.

«Такое удивительное «долголетие» может быть связано с магнитным полем облака», — предполагает доктор Сунь.

Исследование опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Фото: https://phys.org