В РАН предложили пристальнее следить за спутниками с ядерными реакторами

28.01.2020

Заботой о безопасности всех жителей Земли продиктовано появление предложения Совета РАН по космосу. В решении Совета, подписанном президентом РАН Александром Сергеевым, министерствам и ведомствам рекомендуется пристальнее следить за старыми советскими спутниками с ядерными источниками энергии и прогнозировать возможные риски при их падении на Землю (копия документа есть в распоряжении РИА Новости).

«Подготовить обращение к Минобороны России, госкорпорации «Роскосмос», МЧС России, Минкомсвязи России, Росгидромету, госкорпорации «Росатом» о целесообразности разработки и представления в установленном порядке, при участии организаций Минобрнауки России, других заинтересованных ведомств, РАН и предприятий промышленности, предложений по внесению в соответствующие программно-плановые документы изменений, необходимых для организации и проведения комплексных фундаментальных и поисковых научных исследований, а также опытно-конструкторских работ по различным научно-техническим аспектам техногенной засоренности околоземного космического пространства, безопасности космических операций и обеспечению долгосрочной устойчивой космической деятельности в целом, включая, среди прочего, работы по мониторингу космических объектов с ядерными источниками энергии и их составных частей в контексте анализа техногенной засоренности околоземного космического пространства и прогнозирования возможных рисков неуправляемого возвращения таких объектов в атмосферу», — говорится в документе.

Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт в эфире радио Sputnik рассказал, чем опасны космические аппараты с ядерными источниками энергии.
«Риски есть, таких реакторов довольно много, в основном они советские. Когда запускали спутники с энергетическими установками, уже были неприятности – один из таких аппаратов ошибочно вошел в атмосферу и разрушился. Чтобы такие аппараты не добрались до атмосферы, их после окончания работы поднимали на «орбиты захоронения» с высотой больше 900 километров – с расчетом, что они там будут летать вечно и никогда нас не побеспокоят. И все вроде было хорошо, но предсказать на много лет довольно трудно. Был неприятный случай, когда летающий на большой высоте аппарат с ядерным реактором разрушился. И если сам аппарат никогда в плотные слои атмосферы не должен войти, то осколки, которые образовались, капли топлива, быстро снижаются и могут попасть в атмосферу. По-видимому, решение запускать эти аппараты на «орбиты захоронения» было не совсем удачным, и проблема остается», – сообщил ученый.
Ранее РАН сообщала о планах предложить ведомствам открыть для пользователей со всего мира российский каталог спутников, за полетом и состоянием которых следят средства контроля космического пространства. В академии объясняли это необходимостью обеспечить безопасности космических операций.