В дорогу дальнюю. Миссию к Юпитеру и его спутникам запустило Европейское космическое агентство

Автоматический Исследователь ледяных спутников Юпитера (The Jupiter Icy Moons Explorer, сокращенное от англоязычного название миссии — JUICE) был запущен 14 апреля с космодрома Куру во Французской Гвиане. Юпитер, будучи крупнейшей планетой Солнечной системы, сам по себе вызывает большой интерес астрономов, но не менее привлекательны для ученых и его массивные спутники, возможно, скрывающие под своей ледяной поверхностью обитаемые океаны. Аппарат Европейского космического агентства JUICE будет особенно пристально изучать три из них: Каллисто, Европу и Ганимед.

«JUICE — одна из наиболее важных миссий, когда-либо отправляемых в Солнечную систему, и, определенно, самая сложная», — цитирует главу европейского агентства Джозефа Эшбахера The New York Times.

На борту космического аппарата весом шесть тонн 10 новых научных приборов, предназначенных для исследования спутников и получения изображений. Путь к Юпитеру аппарат JUICE должен преодолеть за восемь лет, выполнив при этом подталкивающие его гравитационные маневры при пролете мимо Венеры, Марса и Земли. В орбиту Юпитера он войдет в июле 2031 года. Когда космический корабль в конце концов достигнет Юпитера, он начнет облетать три намеченных спутника. Во время запланированных 35 облетов аппарат будет искать магнитные сигналы и другие свидетельства присутствия океанов под поверхностью спутников, а также попытается определить размер этих океанов. Еще одна задача миссии — отслеживание движения внешней части спутников под воздействием гравитационного притяжения Юпитера и, возможно, под влиянием подповерхностных океанов.

Наиболее перспективный в плане поисков жизни — спутник Европа. По оценкам астрономов, подледный океан Европы находится в прямом контакте с каменистым дном, которое может быть источником питания и энергии для поддержания жизни, поскольку гидротермальные потоки прорываются в вертикальном направлении. Вокруг Европы для аппарата JUICE запланированы два облета. Каллисто он облетит 21 раз. Этот спутник может иметь соленый океан, но существование на нем жизни представляется маловероятным. А главная цель миссии — изучение Ганимеда, спутника столь большого, что по размерам он превосходит планету Меркурий. Аппарат должен попасть на его орбиту в декабре 2034 года. Обращение вокруг Ганимеда позволит ученым получить детальное представление о характеристиках этого единственного спутника в Солнечной сис­теме, имеющего собственное магнитное поле, возможно, обусловленное жидким железным ядром, подобным земному.