Ученые выяснили, как появилась ледяная «слойка» на южном полюсе Марса

26.12.19

Ледяные шапки на полюсах Марса — одна из главных загадок планеты. Куда пропали все запасы воды и большей части атмосферы? По мнению ученых, значительная часть бывших океанов превратилась в лед. Причем полярный ледник на юге Марса скрывается под прослойкой из отвердевшей углекислоты, существование и происхождение которой до сих пор вызывает споры среди научного сообщества.

Чтобы понять, почему так происходит, ученые Калифорнийского технологического института в Пасадене (США) изучили гигантские километровые лунки в ледовом щите южного полюса планеты, открытые зондом MRO в 2011 году.

По мнению исследователей, эти гигантские провалы возникли в результате испарения углекислого газа. А состав замороженной углекислоты по соседству с этими лунками по своей структуре похожи на слоеный пирог из тонких слоев обычного и сухого льда.

После изучения воронок, астрономы выдвинули теорию возможных механизмов их появления, сообщает журнал Nature Astronomy.

«Наша модель одновременно объясняет то, почему замороженная углекислота присутствует только на южном полюсе Марса, почему далеко не все ее запасы улетучиваются с южного полюса Марса при наступлении лета, а также то, как устроены эти запасы. Расчеты показывают, что эти отложения углекислого газа существуют на южном полюсе планеты около 550 тысяч лет»,

— рассказывает профессор Калифорнийского технологического института в Пасадене, Эндрю Ингерсолл.

Ученые предполагают, что слои водяного льда, который тает при гораздо более высоких температурах, чем замороженная углекислота, содержат в себе множество трещин и пор и не мешают взаимодействовать спрятанному под ними сухому льду и марсианскому воздуху.

Как показали математические расчеты, ледовая шапка появилась примерно 550-510 тысяч лет назад. В период на южном полюсе Марса было еще холоднее, чем сейчас. Замерзая и подтаивая во время перепада температур, вода и углекислый газ и образовали слои из разных типов льда.

Эта структура не является постоянной. Сейчас благодаря «качаниям» оси вращения Марса на полюсах заметно теплее. В будущем, как предполагают ученые, это приведет к тому, что все слои замороженной углекислоты полностью исчезнут, а разделяющие их прожилки водного льда сольются с гигантским ледником, спрятанным под сухим льдом. Цикл приведет к тому, что Марс будет выглядеть как полмиллиона лет назад. Смещение оси планеты в этом процессе играет ключевую роль, что необходимо  учитывать при изучении прошлого и будущего климата Марса.