Ставка на орла. СО РАН строит космические планы

Задача перед участниками Общего собрания СО РАН стояла сложная: за день не только подвести итоги необычного 2020 года, но и охватить 60 лет сотрудничества сибирских ученых с космической отраслью, чему была посвящена научная сессия. Но специфический по внешним условиям год выявил мощные ресурсы СО РАН: умение выделить главное и сконцентрироваться на поставленных целях.

Полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло отметил, в частности, актуальность недавно созданного Научного совета СО РАН по проблемам экологии Сибири и Восточной Арктики. Он предложил отработать механизмы подготовки научных рекомендаций для сибирских городов, в которых, добавим, регулярно объявляется режим ЧС в связи с неблагоприятной экологической обстановкой. Председатель Сибирского отделения академик Валентин Пармон тоже не преминул похвалить 2020-й, назвав его «годом качественных прорывов». В структуре СО РАН были созданы новые исследовательские подразделения: Международный научный центр по проблемам трансграничных взаимодействий в Северной и Северо-Восточной Азии, Российско-китайский научно-исследовательский центр материалов и технологий для окружающей среды и научно-исследовательский центр «Экология».

Порадовал ушедший год и масштабными проектами: начато строительство ЦКП «СКИФ», сдана первая очередь Национального гелиогеофизического комплекса РАН, созданы Международный математический центр мирового уровня и два центра геномных технологий. Академик Пармон отметил участие Отделения в реализации регионально ориентированных комплексных научно-технологических программ: «Чистый уголь — зеленый Кузбасс», «Нефтехимический кластер» (Омская область) и «Глобальные информационные спутниковые системы» (Красноярский край). О последней рассказал директор АО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф.Решетнева» (ИСС) член-корреспондент РАН Николай Тестоедов. Для многолетнего сотрудничества ИСС и СО РАН открываются новые перспективы, в частности, по обеспечению бесперебойного функционирования системы ГЛОНАСС. Сейчас средняя орбитальная группировка спутников подошла к своему техническому пределу: необходимы ее модернизация и введение в строй высокоэллиптических космических аппаратов, что уменьшит погрешность навигации.

Главный ученый секретарь СО РАН академик Дмитрий Маркович подчеркнул, что Сибирское отделение в 2020-м подготовило ряд предложений по предупреждению и ликвидации техногенных катастроф, не говоря уже о борьбе с пандемией коронавируса. Эту тематику, кстати, руководство СО РАН оставляет в задачах на 2021 год — с формулировкой «защита от острых инфекций и прогнозирование их распространения». Необходима консолидация интеллектуальных сил Сибири и для создания методов избавления производств от углеродного следа, грамотного освоения ресурсов Российской Арктики, ликвидации импортозависимости от стратегических материалов и технологий, развития систем искусственного интеллекта.

Продолжится обновление инфраструктуры академических институтов и ведущих университетов Сибири, для чего в Новосибирском Академгородке планируется создать суперкомпьютерный центр «Лаврентьев». Необходимость такого шага подтвердилась в ходе научной сессии. Заместитель директора Института теоретической и прикладной механики (ИТПМ) Евгений Бондарь рассказал, что институт и ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» приступили к разработке пилотируемого транспортного корабля нового поколения «Орел». Главная научная задача — скорректировать высотную аэротермодинамику аппарата.

«Поставленная задача с вычислительной точки зрения была едва выполнима на наших компьютерах, пришлось использовать компьютерные ресурсы РКК, — подчеркнул Бондарь. — Поэтому хочется надеяться, что проект суперкомпьютерного центра «Лаврентьев» будет реализован».

Предмет гордости сотрудников Института катализа — аэрогель диоксида кремния, материал с уникальной структурой и рекордно низкой плотностью. Прозрачные блоки «твердого воздуха», изготовленные Институтом катализа в сотрудничестве с Институтом ядерной физики, летают на Международной космической станции в качестве незаменимого компонента черенковских счетчиков космического излучения. Среди заслуг сибирских химиков и усовершенствованное ракетное топливо, об этом рассказал Пармон. Параводород, которым заправляли двигатели ракетоносителя «Энергия» при запуске космического челнока «Буран», получен командой ученых под руководством члена-корреспондента РАН Романа Буянова. В Институте химической кинетики и горения проводятся эксперименты по горению ракетных топлив, содержащих большое количество металлов. Эта область научных исследований была предложена еще в 1920-е годы известнейшим советским пропагандистом полетов в космос  новосибирцем Юрием Кондратюком.

Сотрудники иркутского Института солнечно-земной физики (ИСЗФ СО РАН) изучают космос с Земли. ИСЗФ СО РАН обладает самой большой экспериментальной базой в России. Семь обсерваторий института разбросаны на огромном пространстве — от Заполярья до границ с Монголией. В Норильске исследуют так называемую космическую погоду полярной области. В поселке Монды (Бурятия) расположен астрокомплекс Саянской солнечной обсерватории ИСЗФ СО РАН.

«Ученые выполняют задания «Роскосмоса» по траекторному сопровождению космических аппаратов, определению их состояния в нештатных ситуациях, мониторингу космического мусора на высоких и низких орбитах», — рассказал директор института член-корреспондент РАН Андрей Медведев.

В 2015 году совместно с НПО «Тайфун» и ОКБ «Новатор» был осуществлен первый в современной России запуск геофизической ракеты нового типа МН-300 (на снимке). Варианты ее использования — контактные измерения параметров окружающей среды на трассе полета, создание искусственных образований для активного воздействия на ионосферу, а также вывод на низкую орбиту Земли спутников массой до 10 килограммов, — отметил в своем докладе директор Института космофизических исследований и аэрономии СО РАН Сергей Стародубцев.

Среди многочисленных разработок сибиряков, связанных с космосом, — экспериментальная замкнутая система жизнеобеспечения БИОС (Институт биофизики Красноярского научного центра СО РАН), система охлаждения электронного оборудования в космосе (Институт теплофизики), тренажер стыковки с Международной космической станцией (Институт автоматики и электрометрии — ИАиЭ), сделанный с подачи космонавта Алексея Леонова, впечатленного в 1985 году тренажером ИАиЭ по посадке самолета. Но в конце сессии вновь вернулись к экологии: об оценке воздействия ракетно-космической деятельности на окружающую среду рассказал директор Института водных и экологических проблем Александр Пузанов. Видимо, для сибирских городов эта тематика самая острая.

Ольга Колесова