Телескопы «Спектра-РГ» зафиксировали взрывы звезд и уничтожение их черными дырами

26.02.2020

Российские ученые получили данные от космической обсерватории «Спектр-РГ» (она включает российский и немецкий телескопы), которые могут свидетельствовать о гибели звезд вблизи двух  сверхмассивных черных дыр.

«27 декабря прошлого года в ходе сканирования всего неба рентгеновским телескопом еРОЗИТА (eROSITA) на борту КА «Спектр-РГ» был зафиксирован очень яркий рентгеновский источник на месте обычной галактики, от которой никогда не наблюдалось рентгеновского излучения на таком уровне и которая не проявляла ранее признаков наличия активного ядра. К настоящему моменту с помощью обсерватории было найдено еще несколько подобных источников, в наблюдения за ними включаются многие космические и наземные обсерватории.», — говорится на сайте НПО им. С. А. Лавочкина.

Через два дня после этого американской системой обнаружения оптических вспышек на небе Zwicky Transient Facility (ZTF) автоматически было зарегистрировано уярчение той же галактики в красном свете более чем в 2,5 раза. Тогда на это никто не обратил внимания, а еще через месяц рентгеновский телескоп XRT на американском спутнике Swift  случайно обнаружил яркий рентгеновский источник в этом направлении сравнимой мощности, но с несколько иной формой спектра. По совокупности своих свойств, как сообщили российские ученые коллегам, данный объект подобен наблюдавшимся до этого случаям разрыва нормальных звезд приливными силами со стороны сверхмассивной черной дыры в центре этой галактики. Схема процесса приведена на иллюстрации.

На сегодняшний день — спустя почти 2 месяца — объект наблюдался и американской обсерваторией NuSTAR и крупнейшей рентгеновской космической обсерваторией НАСА Chandra. Поток излучения практически не ослаб за это время. Легко оценить, какую массу вещества должна была поглотить черная дыра, чтобы обеспечить наблюдаемую лишь в рентгеновском диапазоне светимость ядра в течение почти двух месяцев.

Иозображение: Схема разрушения звезды под действием приливных сил вблизи сверхмассивной черной дыры. ИКИ РАН, 2020