Спасительный буксир. Уберечь космонавтов помогут наноспутники

Ученые Самарского национального исследовательского университета им. С.П.Королева реализуют проект роботизированного комплекса, который предназначен для автоматического спасения космонавтов, оказавшихся в открытом космосе. По замыслу разработчиков, наноспутник-спасатель отправится вдогонку за улетающим от станции человеком и возьмет его на буксир, произведя автоматическую стыковку со скафандром.

«Когда космонавты перемещаются по внешней поверхности станции, они цепляют страховочные фалы к специальным поручням, — рассказывает заведующий межвузовской кафедрой космических исследований университета профессор Игорь Белоконов. — Иногда карабин такого троса приходится перецеплять, и, если будет допущена оплошность или подведет крепление, космонавт отдалится от станции и через несколько часов, когда в скафандре закончится запас кислорода, погибнет».

Отечественные и зарубежные конструкторы создали немало устройств для перемещения в открытом космосе. Среди них, например, ручная реактивная установка, похожая на фен. Есть различные варианты установок с реактивными двигателями в виде ранца. Некоторые из разработок уже применялись в космосе.

«У всех этих устройств есть один общий недостаток: суммарная масса космонавта, скафандра и установки весьма велика и поэтому для перемещения в космосе требуется немалый запас сжатого газа. Громоздкость устройства также создает неудобства. Кроме того, воспользоваться им космонавт не сможет, например, в случае потери сознания», — уточняет Игорь Белоконов.

Самарский спасательный комплекс включает в себя автоматизированную систему управления, высокоточное пусковое следящее устройство, электромеханическую лебедку с запасом спасательного троса, устройство отделения наноспутника и собственно сам аппарат с блоком маневрирования. На переднем торце его будут установлены стыковочное устройство, осветительный фонарь и видеокамеры, передающие изображение на корабль.

«Комплекс автоматически или по команде космонавта-наблюдателя активирует режим «спасение» и оперативно рассчитает оптимальную траекторию перехвата, после чего запустит наноспутник, доставляющий спасательный трос. Подлетев к космонавту, тот соединится со стыковочным устройством скафандра. Блок маневрирования компенсирует вращение, после чего включится лебедка, наматывающая трос, и человек будет доставлен на борт корабля», — сказал Игорь Белоконов.

По его словам, Самарский университет, возможно, направит в Роскосмос предложение о включении наноспутникового комплекса в структуру будущей орбитальной станции РОСС, которая должна прийти на смену МКС.

Пресс-служба Самарского университета