Сферы Дайсона вокруг черных дыр могут выявить инопланетные цивилизации

Вопрос, одиноки ли мы во Вселенной, владеет умами ученых давно. Международная команда астрономов разработала метод, с помощью которого можно выявить технологические продвинутые виды живых существ в космическом пространстве. Для обнаружения братьев по разуму исследователи предложили искать устройство, способное «выкачивать» энергию из черных дыр или звездных систем — так называемую сферу Дайсона. Потому что только развитая цивилизация способна создать подобное.

Концепция была популяризирована физиком-теоретиком Фрименом Дайсоном в 1960-х годах как решение проблемы энергопотребления, превышающего возможности планеты. Сама сфера построена вокруг звезды планетной системы — мегаструктуры, собирающей энергию звезды у источника, поэтому при их изучении надо сконцентрироваться на поиске сфер Дайсона. Их существование автоматически докажет существование развитой цивилизации.

В новом исследовании под руководством астронома Тайгера Ю-Янга Сяо из Национального университета Цин Хуа ученые продвинули эту концепцию на шаг вперед, предположив, что сфера Дайсона может располагаться вокруг черной дыры. Поэтому при изучении черных дыр надо сконцентрироваться на поиске сфер Дайсона, их наличие автоматически докажет, что внеземная развитая цивилизация существует.

Ученые проанализировала черные дыры 3-х разных размеров: в 4, в 5 и в 20 млн раз превышающие массу Солнца. Так были установлены нижний и верхний пределы черных дыр, образовавшихся в результате коллапса массивных звезд.

Расчеты показали:  лишь один аккреционный диск черной дыры, имеющей массу 20 Солнц, способен произвести энергию, равную сферам Дайсона, построенным вокруг 100 тыс. звезд. А это значит, подобная технология обеспечила бы цивилизацию почти бесконечным потоком энергии.

Фото: sciencemag.org