Сергей Попов о готовности Земли к встрече с астероидами

18.05.2021

Землетрясения, цунами, разрушенные города и люди, в ужасе бегущие от зловещей небесной тени. Примерно так изображают в художественных фильмах глобальную катастрофу, вызванную приближением к Земле неизвестного астероида. А потом появляется герой, который отправляется прямиком на нежелательный космический объект, закладывает взрывчатку внутрь астероида и спасает планету. Mission accomplished.

Интересно, что похожие сценарии по планетарной защите пишут не только в Голливуде, но и в НАСА.

И, хотя все смоделированные учеными ситуации тоже имеют счастливый конец, любое сообщение о приближении к Земле космического тела сразу попадает в топ новостей и вызывает волнение у жителей планеты.

Например, на днях НАСА сообщило, что к Земле приближается крупный астероид 2015 KJ19 размерами, возможно, превышающий высоту пирамиды Хеопса (предположительный диаметр небесного тела – от 88 до 200 метров, высота пирамиды – 147 метров).

Посмотреть на него можно ЗДЕСЬ.

Астероид сблизился с Землей 14 мая в 13.04 по московскому времени и оказался от нее на расстоянии более 5 млн километров, что в 15 раз дальше, чем от нас до Луны. И хотя, как уверяют ученые, подобные объекты не представляют для нас никакой угрозы, мысль о том, что завтра может появиться какой-то более целенаправленный астероид, многим не дает покоя. А вдруг?

Так насколько же космос безопасен для Земли и предсказуем для землян? И готовы ли мы предотвратить потенциальную космическую угрозу? На эти вопросы «Поиску» ответил Сергей Попов — российский учёный-астрофизик, популяризатор науки, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института им. Штернберга, профессор РАН.

И вот что мы узнали.

Степень опасности астероида зависит от его размера

Например, челябинский метеорит при входе в атмосферу имел размер всего около 20 метров.

«Такие маленькие тела больше устраивают красивые шоу, чем приводят к заметным повреждениям. К тому же вероятность того, что метеорит упадет в населенный пункт, крайне мала» — замечает Сергей Попов.

Напомним, что населенные людьми площади занимают всего около 3% планеты.

Для городов могут быть опасны объекты размером более 100 метров. К счастью, траекторию падения такого крупного тела можно заранее рассчитать. И при вероятности столкновения с ним самой адекватной реакцией будет своевременная эвакуация.

Тела размером порядка 10 км могут вызывать глобальные последствия вне зависимости от того, где они упадут, — в пустыне или в середине Тихого океана – их падение приведет к катастрофе. Поэтому, разрабатывая методы борьбы с астероидами, ученые фокусируются именно на телах размером более 10 км.

Астероиды под контролем

«Межпланетное пространство прозрачное, там телу спрятаться негде, поэтому заметить астероид, особенно крупный, несложно, — рассказывает Сергей Попов.  — Существуют шкалы астероидной опасности, степень которой рассчитывается исходя, во-первых, из вероятности попадания астероида в Землю, а во-вторых, из  потенциального ущерба».

Ученые используют Палермскую шкалу и Туринскую (шкала Торино), последняя более понятна и применяется для простых описаний. Как она выглядит, можно посмотреть ЗДЕСЬ . «Ноль» означает отсутствия риска столкновения или возможное столкновения с маленькими объектами, которые разрушаются при входе в атмосферу Земли. «Десять» описано как «столкновение неизбежно, способно вызвать глобальную климатическую катастрофу, которая может угрожать будущему цивилизации, какой мы ее знаем, будь то воздействие на сушу или океан. Такие события происходят в среднем один раз в 100 000 лет или реже.

«На сегодняшний момент нет ни одного объекта, который квалифицировался бы как потенциально опасный. Все они попадают в нулевой раздел», — подчеркивает Попов.

Однако так бывает не всегда. В 2004 году был открыт астероид 99942, Апофис, который сразу получил 4 по туринской шкале, что означает «приближение, заслуживающее внимания астрономов. Текущие расчеты дают 1 или более процент риска столкновения, способного привести к разрушению региона. Скорее всего, новые телескопические наблюдения приведут к переназначению на уровень 0. Астероид заслуживает внимания общественности и государственных должностных лиц, если встреча состоится менее чем через десять лет». Высокий балл Апофис сохранял до 2006 года, когда после уточнения траектории был снижен до нуля.

«Как правило, происходит следующее: открывается какое-то мелкое тело, и в начале его орбита известна не очень хорошо, — поясняет Сергей Попов. — Поэтому, проводя расчет вероятности столкновения, ученые сталкиваются с большой неопределённостью. И в пределах этой большой неопределенности траектория астероида может задевать Землю.  Поэтому и бывают случаи, когда небольшие тела попадали не в нулевой раздел. Но по мере уточнения орбиты астероида оказывалось, что столкновения в обозримом будущем не будет».

Все желающие следить за тем, какие объекты из космоса к нам приближаются, могут периодически заходить на страницу НАСА. Здесь указаны и дата приближения, и размер космического тела, и количество лунных расстояний до него (Lunar Distance — LD).

К встрече с астероидами на Земле готовы

Систему борьбы с астероидами можно разделить на две части: борьба с мелкими телами и борьба с крупными телами. Основными компонентами борьбы с мелкими телами является, как ни странно, военно-промышленный комплекс. Эта задача чем-то сходна с задачей, которую решает система ПРО.  Как считает Сергей Попов, никакой специальный «Железный купол» для астероидов нам не нужен, потому что система будет фантастически дорогая, а за всю обозримую историю человечества особого ущерба от мелких тел не было.

«Проще принять такой риск. Мы гораздо чаще на Земле сталкиваемся с другими опасностями: стихийными бедствиями и пандемиями. Я считаю, что те, кто активно ратует за такие системы, исходят из своих корыстных интересов».

Немного иная ситуация с большими телами. Вероятность падения на Землю крупного тела еще меньше, мы умеем их неплохо отслеживать. Но поскольку опасность глобальная, про нее ученые все-таки думают и предлагают несколько вариантов. Основные сводятся к небольшому изменению траектории астероида, что, как правило, требует доставки на астероид или его окрестности какого-то оборудования.

«И к счастью, необходимые технологии есть. Они разрабатываются, исходя их совершенно других побуждений – исследования Солнечной системы. Как известно, автоматические устройства высаживались и на поверхность кометы, и несколько раз на поверхность астероидов, и доставляли на землю грунт с астероидов. То есть нормальное развитие исследования Солнечной системы привело к тому, что у нас естественным образом появилась технология доставки технических устройств на астероиды и посадки их в нужную точку».

Учитывая, что крупные астероиды отслеживаются достаточно хорошо, если вдруг возникает какой-то потенциально опасный объект, у нас будут годы для того, что проработать детали миссии, которая слетает, разместит термоядерный заряд на поверхности астероида и проведет контролируемый подрыв, в результате чего траектория астероида немного изменится.

«Важно, что нам не нужно его разрушать полностью, нам нужно чуть-чуть изменить его траекторию, чтобы он прошел мимо Земли и спокойно дальше бороздил просторы Солнечной системы».

Второе направление – это проекты по коммерческой разработке астероидов: они сводятся либо к добыче там редких металлов, например платины, или добыче воды для нужд пилотируемой космонавтики. И хотя эти проекты существуют пока только на бумаге, они помогают расширить наше понимание того, на что мы способны в плане управления астероидами.

«Мы сейчас начинаем неплохо понимать, что делать с крупными объектами, и  если, не дай бог, понадобиться применять существующие или разрабатываемые технологии, то их успешно применят».

Астероиды не приходят без предупреждения

Многим из нас сложно смириться с тем, что такой большой загадочный космос в случае с астероидами оказывается предсказуемым, понятным и даже стабильным. Неужели нет никакого шанса, что завтра или на следующей недели произойдет какое-то неожиданное астрономическое событие?

«А что на следующей неделе? Допустим, на следующей неделе могут появиться результаты, которые скажут, что через 10 лет какой-нибудь астероид может столкнуться с землей. Этого срока достаточно, чтобы решить проблему, наш технический задел это позволяет. Но совершенно невозможна ситуация, когда завтра мы узнаем, что в сентябре на землю упадет астероид. Этот сценарий невозможен».

А желающим бояться Сергей Попов предлагает специальную страшилку.

«Кроме тел Солнечной системы, есть еще межзвездные астероиды и кометы. Они очень редкие: пролетают, улетают. Но могут двигаться со скоростью в 10 раз большей, чем тела Солнечно системы. И если на следующей неделе мы узнаем, что есть такой межзвездный объект, который столкнется с Землей, то в этом случае, конечно, срок будет гораздо меньше 10 лет и с таким быстрым космическим телом мы сейчас справиться не сможем. Но вероятность этого фантастически мала. Для человека гораздо больше шансов пострадать от сбежавшего из зоопарка тигра. Изменение климата, пандемии и войны несут Земле и человечеству гораздо большие угрозы. А вот опасностей, связанных с космосом, которые носили бы глобальный характер, в масштабах десятилетий нет».

Фото из открытых источников