Планета KELT-9b настолько горяча, что разрывает собственную атмосферу

27.01.2020

Одни из самых необычных миров за пределами Солнечной системы — массивные газовые гиганты. Их называют «горячими юпитерами» — это планеты, которые расположены настолько близко к родительской звезде, что на их поверхности не может существовать жизнь. Под действием высоких температур молекулы газа на таких планетах распадаются на атомы, поэтому в добела раскаленной атмосфере содержится ионизированный газ.

Одна из таких экзопланет -KELT-9b — имеет массу в три массы Юпитера. Эта планета самая горячая из известных ученым на сегодняшний день, температура на ее поверхности — 4300 градусов Цельсия. Звезда, вокруг которой обращается KELT-9b, находится на расстоянии 670 световых лет от Земли.

Из-за того что планета расположена близко к своей звезде, она вращается синхронно с ней. А значит, «смотрит» на родительскую звезду только одной, дневной стороной. Ночная же часть KELT-9b постоянно находится в тени. Исследования, проведенные командой астрономов с помощью космического телескопа «Спитцер» (НАСА), показали, что молекулы водородного газа на дневной стороне, где температуры высоки, разрываются на части, а позже их разрозненные атомы устремляются к ночной стороне планеты. Там происходит рекомбинация частиц с образованием молекулярного водорода. Цикл замыкается, когда молекулы нейтрального водорода, попав на дневную сторону, снова распадаются.

«Планета такого типа настолько экстремальна по температуре, что процессы там отличаются от других небесных тел, — отметила Меган Мэнсфилд, магистрант Чикагского университета и ведущий автор новой работы. — Есть и другие «горячие юпитеры» и «сверхгорячие юпитеры», где молекулы попадают под тот же эффект».

Альтернативные модели (в которых не происходит диссоциации водорода), рассматриваемые учеными, предполагают, что на планете должны дуть сильнейшие ветры скоростью до 60 км\c. По мнению исследователей, это маловероятно.

Фото: NASA / JPL-Caltech