С неба упали. В марсианском метеорите нашли разнообразные органические соединения

Международная группа исследователей, авторы статьи в Science Advances, обнаружила в метеорите Тиссинт, который упал в Марокко, неподалеку от одноименного города, в июле 2011 года, полиароматические и магниевые органические соединения, жирные кислоты с разветвленными цепями, альдегиды и олефины. Тиссинт — один из пяти марсианских метеоритов, чье падение достоверно наблюдалось людьми. Порода этого образца сформировалась сотни миллионов лет назад.

«У Марса и Земли много общих эволюционных аспектов, и в то время, как жизнь возникла на Земле, вопрос существования марсианской жизни в прошлом или сейчас остается предметом интенсивных исследований посадочных и орбитальных аппаратов, — цитирует ведущего автора публикации Филиппе Шмитта-Копплина из Технического университета Мюнхена Sci.News. — Вода и органические молекулы — ключевые предпосылки для существования жизни и ее эволюции — уже обнаруживались на Марсе, что дает основания предполагать наличие глубоко под поверхностью планеты участков, пригодных для существования микробной жизни».

Он напоминает также о том, что на Красной планете уже находили и метан, и другие органические молекулы, и жирные кислоты с ароматическими соединениями. Дискуссии идут по поводу происхождения всей этой органики.

Шмитт-Копплин с коллегами, тщательно проанализировав присутствующие в метеорите Тиссинт органические вещества, установили связь между типом и разно­образием молекул и специфическим минералогическим составом упавшего с Марса камня. В результате этой работы был создан самый подробный из когда-либо составленных каталог многообразных органических соединений, обнаруженных в марсианских метеоритах или образцах, собранных и проанализированных марсоходами.

Это исследование выявило также детали эволюции процессов, происходящих в мантии и коре Красной планеты, особенно если рассматривать их, исходя из представлений о том, что органика может быть небиологического происхождения и возникать от взаимодействия воды с минеральной породой. Особый интерес представляет обилие в метеорите Тиссинт органических магниевых соединений, молекул, ранее на Марсе не встречавшихся. Это, как пишет Sci.News, позволяет по-новому взглянуть на геохимию высокого давления и высоких температур, сформировавшую недра Марса, и указывает на связь между углеродным циклом планеты и эволюцией ее минералов.

«Понимание процессов и последовательности событий, которые создали это органическое богатство, даст нам новые сведения о возможной обитаемости Марса и о том, как химические реакции могли привести к возникновению жизни», — считает Эндрю Стиле из исследовательского Института Карнеги.