С неба свалились. В метеоритах обнаружены загадочные шестигранные алмазы

Не встречающиеся в естественных условиях на Земле шестигранные алмазы обнаружены в четырех метеоритах, упавших на северо-западе Африки.

«Это удивительно, потому среди специалистов немало тех, кто сомневается в самой возможности существования такой модификации углерода»,

— сказал в комментарии для New Scientist Алан Салек из Мельбурнского королевского технологического института в Австралии, один из исследователей, нашедших уникальные объекты.

Шестигранные, или гексагональные, алмазы подобно обычным алмазам состоят из углерода, но их атомы организованы не в кубические, а в шестигранные структуры. Известные под названием лонсдейлиты гексагональные алмазы были впервые обнаружены в метеоритах в США и Индии в 1960-х годах. Однако открытые ранее кристаллы с гранями нанометрового размера были настолько малы, что подтвердить их принадлежность к гексагональным алмазам не представлялось возможным.

Для того чтобы выявить более крупные кристаллы, Салек с коллегами использовали мощный электронный микроскоп, в который рассмотрели 18 метеоритных образцов. Один из них был найден в Австралии, остальные — в Северо-Западной Африке. Гексагональные алмазы обнаружили в четырех африканских метеоритах, и некоторые из них были микрометрового размера, то есть в 1000 раз больше, чем в прежних находках. Это позволило ученым подтвердить существование необычной шестигранной структуры алмаза.

Судя по химическому составу метеоритов, которые доставили эти алмазы на Землю, гексагональная модификация должна была образоваться внутри карликовых планет, говорит руководитель исследования Энди Томкинс из Университета Монаш в Мельбурне. Результаты исследования опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences. Проведенный авторами анализ предполагает, что кристаллы образовались в реакции между графитом, углеродным материалом слоистой структуры и водородом, метаном, кислородом и серосодержащими соединениями в состоянии сверхкритического флюида, которое могло возникнуть при соударении астероида с карликовой планетой и последующим ее распадом на фрагменты, упавшие на Землю. Сверхкритический флюид (или сверхкритическая жидкость) — это состояние вещества, при котором исчезает различие между жидкой и газовой фазой.