«Рождественское чудо». Прямая трансляция запуска телескопа имени Джеймса Уэбба

25 декабря из Французской Гвианы стартует космический телескоп имени Джеймса Уэбба (JWST), который почти более двух десятилетий лет создают  NASA и Европейское космическое агентство.  Запущен проект был еще в 1990-е годы, а строительство началось в 2004 году. Первоначально планировалось, что запуск произойдет в 2007 году, но его много раз откладывали из-за сложностей в разработке, технических проблем, пандемии и  других причин. Планируется, что новый инструмент станет «преемником» телескопа «Хаббл», который служит астрономам вот уже 30 лет, и за это время с его помощью совершено множество открытий и написаны десятки тысяч научных статей.

Как устроен

Основная и самая эффектная «деталь» новой космической обсерватории — главное зеркало шириной 6,5 м, изготовленное из бериллия, покрытого микроскопически тонким слоем золота — оно оптимизирует инфракрасный свет. Поскольку  конструкцию такого размера отправить на орбиту невозможно, инженеры разделили ее на 18 лепестков, которые можно сложить в обтекателе ракеты, как оригами. А когда JWST прибудет на место, они раскроются.

Обсерватория содержит 4 научных инструмента: формирователи изображений для съемки космоса, а также спектрометры,  анализирующие свет для изучения химических и физических свойств наблюдаемых объектов. Инструменты и зеркало защищены огромным козырьком — он состоит из 5 наложенных друг на друга тончайших слоев размером с теннисный корт.

Где и как будет работать

«Хаббл» вращается вокруг Земли. В отличие от него JWST будет вращаться по орбите вокруг Солнца. На орбиту (точка Лагранжа 2) дальностью 1.5 млн километров от Земли (оно в 4 раза больше, чем расстояние от Луны до нашей планеты) телескоп будет выведен примерно через месяц. После этого все инструменты надо откалибровать и точно отрегулировать зеркала. Проблема в том, что в случае сбоя отправить к обсерватории ремонтную миссию, как это было с «Хабблом», будет невозможно — слишком большое расстояние.

«Джеймс Уэбб» — самая сложная и самая совершенная обсерватория из когда либо созданных, и астрофизики рассчитывают очень многое узнать с ее помощью.  В частности, телескоп покажет ученым ранее скрытые области, которые находятся слишком далеко, как и те, что слишком холодные или слишком слабо светят, чтобы их заметил «Хаббл». Впервые станет возможным изучить атмосферы потенциально обитаемых планет у красных карликов. Астрономы надеются увидеть формирование самых первых галактик во Вселенной, рассказал «Поиску» астрофизик Сергей Попов.

«Телескоп инфракрасный, и это очень хорошо подходит для наблюдения за формированием галактик спустя примерно 200-300 миллионов лет после Большого взрыва”, — отметил  астрофизик.

«JWST мог бы обнаружить тепловую сигнатуру шмеля с Земли, если бы он находился так же далеко, как Луна», писало издание Science Аlert.

Старт!

Ракета Ariane 5  с телескопом имени Джеймса Уэбба, стоимость которого за четверть века выросла в 20 раз, составив почти 10 млрд долларов, уже находится на стартовой площадке. До запуска меньше суток, весь мир затаил дыхание. Несмотря на то что в субботу в районе космодрома Куру прогнозируют грозы, надеемся, запуск  будет успешным. Событие уже назвали «рождественским чудом», так как после множества переносов дата старта совпала с католическим Рождеством.

Смотрите запуск JWST в субботу 25 декабря 2021 года. Старт в 15.20. Начало трансляции в 14:00.

Фото: fineartamerica