Разглядел телескоп. В атмосфере экзопланеты впервые обнаружен углекислый газ

Новый космический телескоп «Джеймс Уэбб» открыл двуокись углерода в атмосфере планеты размером с Сатурн, находящейся в 700 световых годах от нас. Это первое однозначное свидетельство присутствия углекислого газа у планеты за пределами Солнечной системы, а также демонстрация возможностей телескопа. Если он так же быстро выявит в атмосфере экзопланеты метан или аммиак, это может быть дополнительным указанием на ее потенциальную обитаемость.

«Джеймс Уэбб» работает в инфракрасном диапазоне, благодаря чему он уже показал астрономам самые удаленные звезды и галактики. Подобные наблюдения с Земли почти невозможны, потому что атмосфера нашей планеты блокирует основную часть волн инфракрасного спектра. Но инфракрасная чувствительность этого телескопа очень важна и для изучения более близких объектов, находящихся в Млечном пути. Когда, двигаясь по орбите, экзопланета оказывается перед своей звездой, часть звездного света проходит через атмосферу планеты, и это обнаруживает ее химический состав. Газы атмосферы поглощают излучение определенных длин волн, что видится как потускнение звезды из-за разложения звездного света в спектр.

Для большинства атмосферных газов, которые интересуют ученых с точки зрения возможного присутствия на планете жизни, потускнение звездного излучения происходит в инфракрасном диапазоне. Космический телескоп «Хаббл» и инфракрасный космический телескоп «Спитцер» обнаруживали пары воды, метан и оксид углерода у нескольких горячих гигантских экзопланет. Но «Джеймс Уэбб» может выявить намного больше газов у небольших планет размером с Нептун и теоретически даже у каменных планет, сопоставимых по размеру с Землей, хотя маловероятно, чтобы он был способен с достоверностью подтвердить присутствие на них жизни, отмечает Science.org.

Для первых экзопланетных наблюдений с помощью нового космического инструмента астрономы выбрали горячий газовый гигант экзопланету WASP-39b, которая совершает полный оборот вокруг своей звезды за четыре дня по орбите, проходящей ближе, чем орбита Меркурия вокруг Солнца. Полученная «Джеймсом Уэббом» впервые 10 июля и затем неоднократно подтвержденная спектральная линия углекислого газа никаких сомнений не вызывает, свидетельствует один из исследователей — Джейкоб Бин из Чикагского университета. Информация об открытии размещена на сервере препринтов arXiv и уже принята к публикации журналом Nature.