Растет ловец частиц. На Байкале завершился очередной этап строительства глубоководного нейтринного телескопа

01.05.2020

Нейтринный телескоп Baikal-GVD предназначен для регистрации и исследования потоков нейтрино сверхвысоких энергий от астрофизических источников. С его помощью ученые планируют исследовать процессы, происходившие во Вселенной в далеком прошлом и сопровождавшиеся огромным выделением энергии. Одна из загадок современной астрофизики — механизм рождения во Вселенной нейтрино в миллиарды раз энергичнее солнечных нейтрино, и Байкальский нейтринный телескоп благодаря своим уникальным характеристикам может пролить свет на эту тайну.

По проекту объем готовой установки на озере Байкал должен составить порядка одного кубического километра. С 17 февраля по 10 апреля этого года был осуществлен монтаж двух новых кластеров оптических модулей. Таким образом, эффективный объем установки в задаче регистрации ливневых событий от нейтрино вырос до ~0,35 кубического километра. «Это большой успех команды Института ядерных исследований РАН, Объединенного института ядерных исследований в Дубне и других членов коллаборации Baikal-GVD. Мы планируем продолжить работу и в ближайшие годы завершить развертывание уникального детектора нейтрино. Телескоп уже работает и набирает данные. Одновременно с этим продолжается его наращивание», — говорит директор ИЯИ РАН, член-корреспондент РАН Леонид Кравчук. Строящийся Байкальский нейтринный телескоп — уникальная научная установка и наряду с телескопом IceCube и другими входит в Глобальную нейтринную сеть (GNN) как ее важнейший элемент в Северном полушарии Земли.

Байкальский нейтринный телескоп устанавливается на расстоянии 3,5 км от берега на глубине от 750 до 1300 метров в Южной котловине озера Байкал. Монтаж установки производится со льда, и в этом важное преимущество байкальского проекта по сравнению с другими, где телескопы разворачиваются непосредственно с морских судов.

В этом году экспедиция работала в абсолютно аномальных природных условиях: во время становления льда на озере сильный ветер поломал ледовый покров, и в дальнейшем он превратился в конгломерат плохо смерзшихся льдин и торосов, что существенно осложнило работу. Такого я не припомню за всю 40-летнюю историю наших работ на Байкале. И только благодаря огромному опыту и высокому профессионализму участников экспедиции удалось выполнить все работы в полном объеме и в срок,

— цитирует руководителя коллаборации Baikal-GVD, члена-корреспондента РАН Григория Домогацкого сообщение Института ядерных исследований.

Марина АСТВАЦАТУРЯН

Нет комментариев