Раскрыта тайна питания первых сверхмассивных черных дыр - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Раскрыта тайна питания первых сверхмассивных черных дыр

20.12.2019

В течение долгого времени астрономы не могли понять, каким образом черные дыры сумели вырасти в эпоху развития первых звезд до чудовищных размеров. Для быстрого роста небесному телу нужна “еда”- газ и пыль. А чем питались “монстры” массой в миллиарды солнц в период, называемый “космическим рассветом”, ученые не знали.

“Существование этих ранних монстров с массой в несколько миллиардов солнечных масс — большая загадка”, – говорит ведущий автор исследования Эмануэле Фарина из Института астрономии Общества Макса Планка.

И лишь теперь исследователям стало понятно, что “ели на завтрак” сверхмассивные черные дыры,  сообщает Phys.org. Узнать это удалось с помощью Очень Большого Телескопа (VLT), расположенного в Чили. Использовав приемник MUSE, астрономы запустили на телескопе обзор 31 древнейшего квазара. Они уже существовали в тот момент, когда новорожденной Вселенной было всего около 870 млн лет (сейчас ее возраст почти 14 млрд). 12 квазаров были окружены гигантскими скоплениями плотного газообразного водорода – эти гало простирались на 100 тысяч световых лет от центральных черных дыр. Ученые считают, что именно эти облака и являются “пищей” сверхмассивных черных дыр.

“Мы смогли проникнуть в окрестности самых массивных и прожорливых черных дыр, существовавших в молодой Вселенной, и зарегистрировать слабое свечение газообразного водорода в гало. Это позволило, наконец, обнаружить те самые запасы «питания», которые поглощались “гравитационными монстрами” в ранней Вселенной. Я надеюсь, что в будущем с мощью Очень Большого Телескопа (ELT) мы сможем заглянуть еще дальше и найти намного больше таких газовых туманностей”, – заключает Фарина.

На фото: одно из газовых гало, на которое наложено более старое изображение слияния галактик. Крупномасштабное гало газообразного водорода показано голубым цветом. источник: phys.org.

Фото вверху: SciTech Europa. Видео: phys.org.