Почему все астрофизики обсуждают вспышку в нашей Галактике?

06.05.20

28 апреля 2020 года международной команде астрономов из проекта CHIME удалось зафиксировать яркую радиовспышку в нашей Галактике. Сигнал исходил от активного магнитара SGR 1935+2154. Эта новость взбудоражила астрофизиков всего мира. Велика вероятность того, что речь идет о быстром радиовсплеске (FRB). До сих пор это явление фиксировали только в других галактиках, во Млечном пути – впервые. Но не это главное. Полученные данные могут пролить свет на загадку, которая вот уже более 10 лет мучает ученых. Ее суть в интервью «Поиску» очень емко сформулировал астрофизик, профессор РАН Сергей Попов:

«На больших расстояниях в сотни миллионов, миллиарды световых лет от нас происходят очень мощные, очень короткие радиовсплески. Тысячу раз в день в небе над нами вспыхивают такие штуки, а мы совершенно не знаем, что это такое».

Быстрые и загадочные

«Глазом моргнуть не успеете» — в отношении быстрых радиовсплесков это выражение можно использовать буквально. Движение человеческих век длится 50-75 миллисекунд, быстрый радиовсплеск – в 10 раз меньше.

Впервые об этом астрофизическом явлении заговорили в 2007 году. Как водится, открытие произошло совершенно случайно. Студент Университета Западной Виргинии Дэвид Наркевич искал пульсары в Магеллановых облаках. Для этого он изучал данные радиотелескопа Обсерватории Паркса за прошлые годы. И обнаружил необычайно мощный импульс, который длился всего 5 миллисекунд. Тогда источник радиосигнала установить не удалось. Поначалу это открытие не вызвало ажиотажа. Более того, была версия, что речь идет о техногенном сигнале. Ведь в отчете фигурировали и другие импульсы – перитоны. Но, как оказалось, их генерировали… микроволновки, установленные в обсерватории! Однако затем мощные радиовсплески начали фиксировать и другие телескопы. И тогда стало понятно: речь идет о каком-то новом, до сих пор неизвестном явлении.

Теория магнитаров

Что же становится причиной быстрых радиовсплесков? Версий выдвигалось множество – от испарения черной дыры до сигналов обитателей далеких миров. Но от большинства этих теорий со временем пришлось отказаться.

«На сегодняшний день стандартная гипотеза, объясняющая это явление, так или иначе сводится к нейтронным звездам, — рассказывает Сергей Попов. — Одна из идей, высказанная нами еще в 2007 году — вспышки магнитаров в рентгеновском, гамма-диапазоне, благодаря которому они и были открыты, могут сопровождаться радиовспышками. До сих пор это была чистая гипотеза, ее активно разрабатывали во всем мире, строили более детализованные модели. И последнее открытие привлекло внимание тем, что впервые удалось увидеть слабенькую рентгеновскую вспышку и радиовспышку. И вместе это очень здорово».

Магнитары – это нейтронные звезды с очень большим магнитным полем. Впервые их обнаружили ученые из ФТИ им. Иоффе, ИКИ и их французские коллеги в рамках эксперимента «Конус» на борту межпланетных станций «Венера».  Это открытие, сделанное в далеком 1979 году, Сергей Попов называет одним из самых интересных за всю историю отечественной астрофизики.

«Магнитар – это очень интересный тип нейтронных звезд, — объясняет ученый. — В нейтронных звездах вообще сконцентрирована вся современная физика. И поэтому изучение их астрофизических проявлений, обнаружение каких-то новых феноменов – это всегда интересно, это дает возможность продвинуться в нашем понимании фундаментальной физики».

Именно возмущение магнитного поля магнитара и может в теории стать причиной радиовсплеска. Впервые FRB от магнитара была зафиксирована в прошлом году. И вот – еще одно подтверждение теории. Впрочем, пока ученые очень осторожны в оценках.

«Бывает так, что похожие явления вместе физически не связаны. Мы не уверены, что это объяснение быстрых радовсплесков, потому что очень разный масштаб. Быстрые радиовсплески в миллиарды раз более мощные, чем то, что произошло здесь. Поэтому это могут быть действительно разные явления. Задумайтесь: если бы инопланетяне попали на Землю, для них кит был бы очень похож на кильку. Но килька – это рыба, а кит – млекопитающее. Мы не уверены, но появляется надежда. Все взбудоражены тем, что это первое наблюдаемое свидетельство, что короткие рентгеновские, жесткие вспышки магнитаров могут сопровождаться радиоимпульсами, похожими по своей структуре на быстрые радиовсплески. И может быть, но может быть и нет, мы стали ближе к решению загадки этих радиовсплесков».