Открытия года. Комета Борисова

Среди ярких научных событий 2019 года особняком стоит открытие первой межзвездной кометы. Теперь она носит имя Геннадия Борисова. Это кажется невероятным: столько суперсовременных обсерваторий по всей Земле, а историческое открытие сделал любитель с помощью самодельного телескопа. Как такое возможно? Что в этот момент чувствовал Геннадий Борисов? Сколько телескопов создал за свою жизнь астроном-любитель? И чем занимается сейчас? Узнаете из первых уст.

Геннадий Владимирович, сейчас все телескопы мира изучают комету Борисова. Но как так получилось, что первыми заметили ее не они, а вы?

К этому моменту я уже открыл 7 комет. Само по себе это количество говорит о том, что всё-таки есть еще для любителей возможность открывать что-то новое. Дело в том, что большие обзорные проекты неохотно работают в области, где очень сложно наблюдать. Поэтому когда предрассвет, на горизонте у любителя остается шанс что-то обнаружить. Тем более, что кометы, когда подлетают ближе к Солнцу, становятся более яркими. Но через некоторое время, я думаю, почти всё небо будет просматриваться до такой предельной слабой звездной величины. Вот тогда любителям будет  сложно что-то обнаружить.

А почему большим телескопам так сложно наблюдать предрассвет над горизонтом?

У больших телескопов есть ограничения по механике. Они рассчитаны на то, чтобы наблюдать объекты высоко в небе. А если наводиться на горизонт, возникают перегрузки для механики. Зачем это делать? У них и высоко в небе открытий хватает. А любителю со своим небольшим телескопчиком без разницы, куда наводиться. Но, конечно, как только я обнаружил свою комету, эти большие телескопы всё-таки на нее навелись.

А расскажите про свой телескоп. Сколько времени ушло на его создание?

Это уже не первый мой телескоп. Приборы, которые я использовал в 2013 году, когда открыл первые две кометы, были 200 миллиметров диаметром. Потом я сделал два телескопа в полтора раза больше. На них открыл еще пять комет. И год назад я сделал себе большой телескоп, 65 сантиметров. На его создание ушло больше двух лет. Полгода наблюдал, не было открытий и вот 30 августа я открыл эту межзвездную комету, а 1 ноября открыл еще одну комету С/ 2019 V 1 (Borisov).

А что вы ощутили, когда поняли, что вы обнаружили первую в истории межзвездную комету?

Ну, сначала не знал, что это межзвездная комета. Для того, чтобы знать, что это за объект, как он движется, нужно очень много наблюдений из разных обсерваторий. Дней через пять стало очевидно, что объект какой-то подозрительно-странный, летит не так, как обычно летят все кометы, астероиды: с большой скоростью и по какой-то непонятной орбите. И только дней через 10, когда наблюдений стало еще больше, Центр малых планет, который находится в Гарварде, в США издал циркуляр. В нем было написано, что комета, открытая Борисовым, — это новая комета, что она получает имя Борисов. У нее очень большая скорость и гиперболическая орбита. Это говорит о том, что комета межзвездная.

И вот в этот момент что вы почувствовали?

Сначала моя задача была просто показать, что это новая комета. Два с половиной года я ничего не открывал. Поэтому сильно обрадовался, что у меня наконец-то вот эта пауза закончилась, и я открыл восьмую комету. Ну, а когда уже пришла информация через несколько дней, что комета похожа на межзвездную, что это первая межзвездная комета в истории человечества, я, конечно, был счастлив. Но я уже так устал за эти 10 дней ожидания, постоянного общения в форумах, что просто не было сил как-то вот бурно реагировать. Думал об этом, но чтобы прыгать от радости – этого, конечно, не было.

Сколько времени осталось у астрономов на изучение этой кометы? Когда она покинет Солнечную систему?

Сейчас она уже  начала удаляться от Земли, но до середины лета в обычные телескопы ее еще можно будет разглядеть. В этот момент она будет на расстоянии, как от Солнца до Юпитера.  А в конце года следующего года комета будет видна только в самые большие телескопы. А вот чтобы покинуть Солнечную систему, комете понадобится несколько десятков лет. Летит она, конечно, быстро – порядка 40-50 километров в секунду — но наша Солнечная система очень большая.

А чем сейчас занимается знаменитый на весь астроном-любитель Геннадий Борисов?

Я сейчас делаю для себя телескоп поменьше. Тот, который открывал последние кометы, 65 сантиметров, слишком тяжелый в управлении. Я делаю 50 сантиметров, но у него будет более совершенная оптика и более совершенная механика. Качество снимков с нового прибора будет сопоставимым, но он будет легко управляться.

Это какой по счету будет телескоп, созданный вами?

Ну, довольно много телескопов у меня стоит по всему миру, начиная от Камчатки, кончая, кончая Южной и Центральной, и Северной Америкой. Может быть несколько десятков. Я не считал.

Фото предоставлены Геннадием Борисовым