Обнаружена первая чёрная дыра, которая не поглощает звёзды, а создаёт их - Поиск - новости науки и техники

Обнаружена первая чёрная дыра, которая не поглощает звёзды, а создаёт их

20.01.2022

Черные дыры считают монстрами Вселенной, разрывающими звезды и поглощающими все вокруг себя. Однако полученные космическим телескопом Хаббл данные показывают черную дыру с другой стороны: она не подавляет образование звезд, а способствует ему.

На снимках телескопа  можно увидеть “мост” из горячего газа, которые соединяет черную дыру в центре карликовой галактики Henize 2-10 и ближайшую область звездообразования. Галактика находится в 30 млн световых лет от Земли, в южном созвездии Пиксид. Звезд в ней примерно в 10 раз меньше, чем в Млечном пути. В центре расположена массивная черная дыра. Количество звезд в ней примерно в десять раз меньше, чем в Млечном Пути, а в центре находится массивная черная дыра. В связи с этим десять лет назад эта маленькая галактика уже оказывалась в центре внимания астрономов в связи с дискуссией о возможности образования массивных черных дыр внутри непропорционально маленьких галактик.

Хаббл обнаружил черную дыру, поджигающую звездообразование в карликовой галактикеКарликовая галактика Henize 2-10

Еще 10 лет назад эта карликовая галактика вызывала споры среди астрономов. Ученые полемизировали: могут ли такие непропорционально маленькие галактики являться домом для массивных черных дыр.

«Десять лет назад, будучи аспирантом, думая, что я посвящу свою карьеру звездообразованию, я посмотрела на данные Henize 2-10, и все изменилось, — отмечает  Эми Рейнс, опубликовавшая первое свидетельство существования черной дыры.

Рейнс является главным исследователем новых наблюдений Хаббла.

«С самого начала я знала, что в Henize 2-10 происходит что-то необычное и особенное, и теперь Хаббл предоставил очень четкую картину связи между черной дырой и соседней областью звездообразования, расположенной в 230 световых годах от черной дыры”, — сказала Рейнс.

На изображении центральной области карликовой галактики Henize 2-10 со вспышкой звездообразования прослеживается истечение или мост горячего газа длиной 230 световых лет, соединяющий массивную черную дыру галактики и область звездообразования. Данные Хаббла о скорости истечения из черной дыры, а также о возрасте молодых звезд указывают на причинно-следственную связь между ними. Несколько миллионов лет назад поток горячего газа врезался в плотное облако звездного питомника и растекся, как вода из шланга, ударившаяся о насыпь грязи. Теперь скопления молодых звезд выстраиваются перпендикулярно истечению, открывая путь его распространения.
Эта связь — истечение газа, протянувшееся через пространство, как пуповина, к яркой “звездной детской”. В этом регионе уже был плотный газовый кокон, когда прибыл низкоскоростной поток. Спектроскопия Хаббла показывает:  поток двигался со скоростью 1,6 млн километров в час, врезаясь в плотный газ – “как садовый шланг, ударяясь о кучу грязи“, и растекаясь. Путь распространения этого потока усеивают новорожденные звезды.
“Это эффект, противоположный тому, что наблюдается в более крупных галактиках, где материал, падающий на черную дыру, уносится окружающими магнитными полями, образуя пылающие струи плазмы, движущиеся со скоростью, близкой к скорости света. Газовые облака , попавшие на пути джетов, будут сильно нагреты до предела их способности охлаждаться и образовывать звезды. Но с менее массивной черной дырой в Henize 2-10 и ее более мягким истечением газ был сжат ровно настолько, чтобы вызвать новое звездообразование”, – пишет phys.org.

Результаты исследования опубликованы в журнале  Nature.