На Большом красном пятне Юпитера ветры дуют все сильнее. Это зафиксировал телескоп Хаббл

На внешней полосе Большого красного пятна Юпитера усиливаются ветры. Об этом исследователи узнали благодаря телескопу Хаббл НАСА, который наблюдает за планетой уже более десяти лет.

Малиновые облака массивного шторма вращаются против часовой стрелки со скоростью почти 650 км/ч, а вихрь имеет размер больший, чем Земля. Красное пятно стало легендой отчасти потому, что люди наблюдали его более 150 лет.

«Когда я впервые увидел результаты, я спросил: «Есть ли в этом смысл?» Никто никогда не видел этого раньше, — сказал Майкл Вонг из Калифорнийского университета в Беркли, руководивший работой. — Но это то, что может сделать только Хаббл. Долголетие Хаббла и постоянные наблюдения делают это открытие возможным».

Обычно на Земле крупные шторма отслеживаются в режиме реального времени с помощью спутников на околоземной орбите и самолетов.

«Поскольку у нас нет самолета-истребителя штормов на Юпитере, мы не можем постоянно измерять ветер на месте, — пояснила Эми Саймон из Центра космических полетов имени Годдарда НАСА. — Хаббл — единственный телескоп, который имеет такой вид временного охвата и пространственного разрешения, который может запечатлеть ветры Юпитера с такой детализацией».

Изменение скорости ветра, которое исследователи измерили с помощью телескопа Хаббл, составляет менее 2,5 км/час за земной год.

«Мы обнаружили, что средняя скорость ветра в Большом красном пятне за последнее десятилетие немного увеличилась, — говорит Вонг. — У нас есть один пример, когда наш анализ двумерной карты ветра обнаружил резкие изменения в 2017 году, когда поблизости был сильный конвективный шторм».

Чтобы лучше анализировать обилие данных Хаббла, Вонг применил новый подход к анализу данных. Он использовал программное обеспечение для отслеживания от десятков до сотен тысяч векторов ветра (направлений и скоростей) каждый раз, когда Хаббл наблюдал Юпитер.

«Это дало мне гораздо более последовательный набор измерений скорости, — объяснил Вонг. — Я также провел серию статистических тестов, чтобы подтвердить, было ли оправдано называть это увеличением скорости ветра. Это так».

Что означает увеличение скорости? «Это трудно диагностировать, поскольку Хаббл не может хорошо видеть дно шторма.

«Все, что находится ниже вершины облаков, не видно в данных, — поясняет Вонг. — Но это интересная часть данных, которая может помочь нам понять, что питает Большое красное пятно и как оно поддерживает энергию».

Каждая петля на этом видео представляет приблизительно 10 земных часов, или один день Юпитера — примерно так, как это было бы, если бы Большое Красное Пятно было постоянно освещено. Анализируя этот набор данных космического телескопа Хаббл, исследователи смогли смоделировать, как выглядит ветровой поток вокруг Большого красного пятна Юпитера: к югу от Большого красного пятна находится струя, направленная на восток, а на южной границе — струя, направленная на запад. Источник: phys.org

Астрономы продолжали исследования «короля» бурь в солнечной системе с 1870-х годов. Большое красное пятно — это восходящий поток материала из недр Юпитера. Если смотреть сбоку, у шторма будет многоуровневая структура с высокими облаками в центре, спускающимися вниз к его внешним слоям. Астрономы отметили, что он уменьшается в размерах и становится более круглым, чем овальным. Это следует из наблюдений, продолжающихся более века. В настоящее время диаметр составляет 10 000 миль, а это значит, что Земля все еще может поместиться внутри него.

Помимо наблюдения за этим легендарным долгоживущим штормом , исследователи наблюдали штормы на других планетах, включая Нептун, где они, как правило, перемещаются по поверхности планеты и исчезают всего за несколько лет. Подобные исследования помогают ученым не только узнавать об отдельных планетах, но и делать выводы о физических принципах, которые вызывают и поддерживают планетные бури.

Результаты исследования опубликованы в журнале Geophysical Research Letters.

Фото: rossaprimavera