Миссия выполнима. Эксперт о китайском марсоходе на Красной планете

18.05.2021
Китайский зонд «Тяньвэнь-1» в субботу  совершил мягкую посадку на Марс. Этому предшествовало трехмесячное пребывание аппарата на орбите Красной планеты — он делал снимки и выбирал подходящее место для посадки.
«Аппарат «Тяньвэнь-1» 15 мая в рамках первой миссии Китая по исследованию Марса совершил успешную посадку в предварительно выбранном районе в южной части равнины Утопия на Марсе», — говорится в сообщении Китайского национального космического управления.
В составе миссии «Тяньвэнь-1» три элемента: посадочный модуль, орбитальный корабль и марсоход «Чжучжун». Вероятность успешной посадки эксперты оценивали в 50%. Посадка на Марс — вообще очень сложная инженерная задача, в основном из-за разреженной атмосферы. А если учитывать такой «усиленный» состав, становится понятно: миссия была практически невыполнима. И то, что специалистам КНР удалось сделать это с первого раза — большое достижение, рассказал «Поиску» ведущий научный сотрудник отдела космической динамики и математической обработки информации ИКИ РАН Натан Эйсмонт.

«Правда, сделано это было нельзя сказать что оптимальным способом. Оптимальный способ — прямо с пролетной орбиты посадка на поверхность планеты. А китайские специалисты сделали это через промежуточный вывод аппарата на орбиту, и только потом — на поверхность Марса. Этот способ кажется более сложным, но, как показала аккуратная посадка, он  надежнее», — отмечает ученый.

Планируется, что ровер пробудет на Красной планете три месяца. Задача марсохода — изучение скальных пород и грунта и следов воды и льда под поверхностью. И поиски метана. Зачем?

«Метан — маркер жизни, бывшей или настоящей. Если его обнаружат, это приблизит нас к ответу на вопрос: есть ли (или была ли) жизнь на Марсе», — объясняет Натан Эйсмонт.

Одновременно с китайским марсоходом на планете находится Perseverance — аппарат NASA. Но первым, кто совершил посадку на Марс, напоминает Эйсмонт, был СССР — в 1971 году межпланетная станция «Марс-3» села на поверхность Красной планеты. Правда, изображение марсианского ландшафта на Землю аппарат передавал менее 15 секунд, а потом связь прервалась.

«Первый аппарат, который достиг Марса, — наш, тут пионеры мы. Последующие запуски были неудачными. По разным причинам, в основном техническим, — вспоминает Эйсмонт. — Да, нашего модуля сейчас на поверхности Марса нет, но на спутнике TGO (Trace Gas Orbiter в составе российско-европейской миссии «ЭкзоМарс») половина или даже больше приборов — российские. Они исследуют атмосферу планеты, каждый день мы получаем телеметрическую информацию, и там всегда есть что-то новое. Кстати, благодаря нашему прибору на орбите Марса недавно случилось, так сказать, «неоткрытие».

Напомним, в 2019 году специалисты NASA  сообщили об аномально большом количестве обнаруженного на Марсе метана. После чего анализ атмосферы с помощью российского спектрометра АЦС опроверг эти данные — содержание газа в атмосфере оказалось всего менее 5 частиц на триллион.

«Теперь на Марсе большая компания исследователей, включая китайских. Уже идет поток информации, и ученым есть что сопоставить. Даже если это повторяющиеся данные, они становятся более надежными, когда их сравниваешь с другими. Так что сравниваем, анализируем, чтобы понять, как развивался Марс и что ждет Землю в плане дальнейшей эволюции», — заключает ученый.