Lucy едет в небеса. NASA запустило космический зонд для изучения астероидов

Недавно состоялся успешный запуск космического аппарата NASA, который назвали Lucy в честь двух важных событий конца 60-х годов прошлого века. Тогда прозвище Lucy получили найденные в Эфиопии скелетные останки предшественника человека, австралопитека, жившего 3,2 миллиона лет назад (по имени персонажа написанной в том же 1967 году песни Beatles Lucy in the sky with diamonds).

На борту космического зонда — табличка с выбитыми на ней словами битловской песни и изречениями знаменитостей, а также диск из синтетических алмазов для одного из научных приборов, пишет Associated Press. К запуску аппарата ударник Beatles Ринго Старр записал для NASA напутственное видео, которое посвятил памяти Джона Леннона, автора слов «космической» песни. Выведенная в космос ракетой «Атлас-5» миссия отправилась в 12-летнее путешествие для сбора информации о восьми астероидах. Семь из них находятся на орбите Юпитера, и они должны содержать материал, оставшийся от формирования планеты. Зонд Lucy должен будет пролететь 6,3 миллиарда километров.

Стоимость космического аппарата — 981 миллион долларов. Это первая миссия, нацеленная на так называемое троянское окружение Юпитера — тысячи, если не миллионы, астероидов, которые делят орбиту вокруг Солнца с газовым гигантом. Они названы именами персонажей Троянской войны в Илиаде. Несмотря на общие орбиты, троянские астероиды далеки от планеты и друг от друга. А потому вероятность того, что аппарат Lucy может быть разбит одним из них по пути к цели, практически нулевая, говорит научный руководитель миссии Хэл Левисон из Юго-Западного научно-исследовательского института. На орбиту Юпитера Lucy попадет после двух гравитационных маневров — аппарат пролетит мимо Земли в будущем году и в 2024-м.

В 2025 году миссия проверит приборы на астероиде между Марсом и Юпитером, который назвали Donaldjohanson в честь палеоантрополога Дональда ­Йохансона, нашедшего скелет австралопитека Lucy. Энергией для облетов троянских астероидов в конце 2020-х космический аппарат обеспечат мощные солнечные батареи, но в 2030-м Lucy снова направится к Земле за очередной гравитационной «подпиткой», которая забросит аппарат обратно к троянскому кластеру для исследования оставшихся целей в 2033 году. Между Lucy и каждым из целевых астероидов будет почти тысяча километров. Самый большой из астероидов достигает в поперечнике 113 километров.