Красноярские ученые объяснили феномен Тунгусского метеорита

05.05.2020

Новую версию падения Тунгусского метеорита представили ученые Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр СО РАН» и их коллеги из других российских академических институтов и университетов. Точнее, в новом «сценарии» не идет речь о падении. По мнению специалистов, прямого столкновения небесного тела с Землей не было, оно продолжило свое движение по околосолнечной орбите. При этом метеорит потерял почти половину своей массы (изначально она измерялась тремя миллионами тонн).

Исследователи считают, что огромный космический болид, войдя в атмосферу, не упал, а улетел обратно в космос. И был он не ледяным, а железным.  Свою теорию ученые проверяли на модели поведения малых астероидов в атмосфере Земли, которую создали в процессе работы. Новая трактовка событий объясняет и отсутствие на месте «падения» осколков метеорита.

«Мы рассчитали траекторные характеристики для космических объектов диаметром от 200 до 50 метров, состоящих из железа, льда или каменных пород, таких как кварц и лунный грунт. Модель показывает, что Тунгусское тело не могло состоять из камня или льда, поскольку низкая прочность этих внутренне неоднородных материалов, в отличие от железа, приводит к быстрому разрушению таких тел в атмосфере», — рассказал руководитель проекта Сергей Карпов, доктор физико-математических наук, профессор Института инженерной физики и радиоэлектроники СФУ.

Ударной волной, возникшей при вхождении космического гостя в атмосферу, могло «срезать» деревья на территории более 1,5 тыс. квадратных километров. А охватившие район катастрофы пожары, причину которых найти не могли (их площадь составила свыше 160 квадратных километров!), могли быть вызваны световым излучением высокой интенсивностью, которое породила «голова» болида. Температура ее поверхности в тот момент, по расчетам ученых, составляла более 10 тыс. градусов.

Созданная специалистами модель показала: железный астероид имел размер от 100 до 200 метров. Сквозь атмосферу нашей планеты небесное тело прошло на высоте как минимум 10-25 километров со скоростью 20 километров в секунду. Работа опубликована в Royal astronomical society.

Изображение: распределение модулей скорости воздуха, обтекающего сферическое тело радиусом 100 м. b) Распределение векторов скорости

Напомним, над Восточной Сибирью 30 июня 1908 года пролетел огненный шар и произошел сильный взрыв, поваливший лес и вызвавший пожар. Ученые предположили, что причиной катастрофы стал метеорит, однако его осколков обнаружено не было.