Хвост распавшейся кометы “ATLAS” изучат благодаря зонду Solar Orbiter

Комета “ATLAS” распалась в прошлом году в перигелии (самой близкой точке к Солнцу), оставив свой хвост, тянущийся в космосе в виде тонких облаков пыли и заряженных частиц. Ранее планировалось, что небесное тело можно будет увидеть с Земли невооруженным глазом в мае 2020 года. Однако в апреле космический телескоп «Хаббл» сделал снимок распада кометы на фрагменты.  “ATLAS”, так и не став самым ярким небесным шоу года, «разочаровал» астрономов. Однако ученые нашли способ изучить хвост кометы.

Изображение кометы C/2019 Y4 космическим телескопом Хаббла (ATLAS), сделанное 20 апреля 2020 года — самое четкое на сегодняшний день изображение распада твердого ядра кометы. До распада все ядро кометы могло иметь длину одного или двух футбольных полей. В момент съемки комета находилась примерно в 146 миллионах километров от Земли.

В июне 2021 космический аппарат ЕКА Solar Orbiter в ходе своей миссии пролетел близко к остаткам хвоста. Эта счастливая встреча предоставила исследователям уникальную возможность исследовать структуру частей кометы. Используя объединенные измерения всех приборов зонда Solar Orbiter, ученые восстановили столкновение с хвостом ATLAS. Полученная модель показывает, что окружающее межпланетное магнитное поле, переносимое солнечным ветром, «обволакивает» комету и окружает центральную хвостовую область более слабым магнитным полем.

Кометы обычно характеризуются двумя отдельными хвостами: один-хорошо известный яркий и изогнутый пылевой хвост, другой — обычно более слабый — ионный хвост. Ионный хвост возникает в результате взаимодействия между кометным газом и окружающим солнечным ветром, горячим газом заряженных частиц, который постоянно дует от Солнца и пронизывает всю Солнечную систему.

Когда солнечный ветер взаимодействует с твердым препятствием, таким как комета, считается, что его магнитное поле изгибается и «обволакивает» его. Одновременное присутствие драпировки магнитного поля и ионов кометы, высвобождаемых при таянии ледяного ядра, затем создает характерный второй ионный хвост, который может простираться на большие расстояния вниз по течению от ядра кометы.

Это первое обнаружение хвоста кометы, происходящее так близко к Солнцу, и один из очень немногих случаев, когда ученым удалось провести прямые измерения распавшейся кометы. Ожидается, что данные этой встречи внесут значительный вклад в наше понимание взаимодействия комет с солнечным ветром, а также в структуры и формирование их ионных хвостов.

20.07.2021