Черные дыры меняют представление об эволюции скоплений галактик

27.12.19

Самый мощный взрыв черной дыры из когда-либо наблюдаемых помог пролить свет на процесс эволюции галактических скоплений, говорится в исследовании ученых из Института астрофизики и космических исследований им. Кавли, опубликованном в журнале Astrophysical Journal Letters.

Скопления галактик состоят из сотен и даже тысяч галактик. В центре каждого находится черная дыра, которая раз периодически поглощает плазму из галактического кластера, выбрасывая в окружающее пространство струи плазмы.

Согласно ранним теориям, холодный газ в галактиках является главным условием активного звездообразования. Но как показывают последние расчеты, в теории происходит иначе — скорость образования новых звезд оказалась в несколько раз меньше предсказанной.

Ученые предположили, что газ не остывает из-за вспышек сверхмассивных черных дыр, которые не только удерживают газ в скоплениях галактик, но и сохраняют его в относительно теплом состоянии.

Энергия при таких вспышках выделяется колоссальная. Во время наблюдений за скоплением SPT-0528, расположенном в 15 млн световых лет от Земли. При выбросе плазмы материя создала две огромные полости на 180 градусов друг от друга. Ученые подсчитали, что выброс был эквивалентен мощности взрыва 100 эндакалионов ядерных бомб (10 в 38 степени). Такая «печка» снова разогрела межзвездное пространство на тысячи парсеков вокруг и оттеснила холодный газ к окраинам кластера.

3 комментария

• Почему советские академики ничего не говорят о решающей роли опять-таки советского народа в создании всепоглощающих парсеков? Давайте вместе не будем об этом молчать! Хватит уже!

• первый раз читаю взрыве черных дыр. интерено, какую массу (размер) должна накопить дыра, чтобы взорваться?