Черная дыра или гигантский гамбургер? Новый виток споров вокруг Девятой планеты

31.08.2020

Девятая планета, или планета Икс, о которой так много говорили, может оказаться черной дырой на окраине Солнечной системы. С таким сообщением выступила британская газета Express, Многие российские издания эту новость подхватили. Никого не смутил тот факт, что Express – газета, мягко скажем, не научная. Но поскольку сообщение уже всерьез обсуждается, «Поиск» решил дать слово специалисту. По нашей просьбе публикацию прокомментировал профессор РАН Сергей Попов.

Тайна Девятой планеты

Для тех, кто не смотрел интервью Дудя с Константином Батыгиным и вообще не сильно интересуется астрономией, несколько слов о сути проблемы. В течение многих лет астрофизики наблюдали за объектами пояса Койпера. Он располагается уже за орбитой Нептуна – самой далекой из известных нам планет. Объекты, находящиеся в этом поясе, еще называют транснептуновыми. В какой-то момент ученые заметили некоторые особенности в распределении орбит этих объектов. Это породило самые разные теории.

«Обсуждали разные варианты объяснения этой особенности в распределении параметров орбит транснептуновых объектов, — рассказывает Серегй Попов. — Одной из очевидных возможностей является наличие массивного тела с планетной массой на довольно вытянутой орбите, которая влияет на орбиты транснептуновых тел и таким вот образом их выстраивает. И обсуждение этой гипотезы было существенно интенсифицировано статьей Брауна и Батыгина несколько лет назад. И вот с этого момента гипотеза об еще одной планете, которую иногда называют Девятой планетой, иногда планетой Икс, попала в средства массовой информации и начала очень бурно обсуждаться».

Почему никто ничего не видит

Почему же гипотеза до сих пор остается только гипотезой? Казалось бы, уже черную дыру в другой Галактике сфотографировали, а тут в своей не можем ничего разглядеть. Но не все так просто.

«Задача технически очень сложная – обнаружить такое тело. Оно находится достаточно далеко, при этом масса у него недостаточно большая, т.е. это не объект типа Юпитера, — объясняет ученый. —  И поскольку это тело должно светить исключительно отраженным солнечным светом, объект должен быть очень слабым. К тому же он слабо смещается на фоне звезд, а по анализу орбит транснептуновых тел точное положение гипотетической планеты определить трудно, поэтому надо просматривать достаточно большие областиТак что работа идет, но никаких результатов пока еще нет».

Горячая тема

Однако «тайна Девятой планеты» оказалась темой востребованной, поэтому на ней пытаются спекулировать не только журналисты, но и ученые. Первые – выдавая гипотезу годичной давности за свежую, вторые – выдвигая эту самую гипотезу.

«Поскольку тема такая горячая, иногда появляются некоторые шарлатанские гипотезы, — говорит Попов. — Ну и одна из них была высказана в сентябре прошлого года Шольцем и Санвимом. Гипотеза состоит в том, что это может быть первичная черная дыра планетной массы. На мой взгляд, самый правильный ответ на эту гипотезу дал сам Браун. В одном из своих твиттов он написал, что примерно с такой вероятностью это может быть не черная дыра массой 6 масс Земли, а гигантский гамбургер массой 6 масс Земли»

Непонятное через неизвестное

Чтобы было понятно: до сих пор астрономам не удавалось найти ни одной черной дыры массой легче, чем 3 массы Солнца. Теоретически, конечно, можно предположить, что мы просто еще слишком мало знаем о Вселенной и такие дыры в ней существуют. Но это не повод объяснять непонятное через неизвестное.

«То есть это примерно так же, как сказать, что вот это сделали инопланетяне, но мы их не видим, потому что их съело Лох-Несское чудовище. При этом существует вполне разумный сценарий формирования девятой планеты в Cолнечной системе, с этой точки зрения люди тоже разрабатывают разные варианты и рассматривали сценарий формирования планетных объектов на больших расстояниях – примерно там, где эта планета и находится, — и варианты выброса объектов из центра Солнечной системы. Все это интересные работы, но пока лучший способ их проверить – продолжать прямые поиски и продолжать накапливать данные по орбитам транснептуновых тел – может быть, с этой стороны придет какая-то ясность», — резюмирует профессор Попов.

Екатерина Булатникова