Бывшая полярная звезда неожиданно оказалась затменной

08.01.20

С помощью космического телескопа NASA «Transiting Exoplanet Survey Satellite» (TESS), астрономы доказали, что видимая невооруженным глазом звезда Альфа Драконис (α Dra) и ее слабый компаньон регулярно затмевают друг друга. Хотя уже было известно, что это двойная система, взаимные затмения стали полной неожиданностью.

Звезда Альфа Драконис в северном созвездии Дракона.

Система α Dra входит в число наиболее ярких затменных двойных, в которых звезды широко удалены друг от друга и взаимодействуют только гравитационно. Их наблюдения особенно важны, поскольку астрономы могут измерять массы и размеры обоих светил с высокой точностью, сообщает in-space.ru.

Четвертая по яркости звезда северного созвездия Дракона – Альфа Драконис, также известная как Тубан – находится от Земли на расстоянии около 270 световых лет. Известность Тубан получил еще во время строительства египетских пирамид около 4700 лет назад. В то время она выглядела как Полярная звезда, визуально являясь точкой, вокруг которой вращались все другие звезды. Сегодня эта роль перешла к Поларис, более яркой звезде в созвездии Малой Медведицы. Перемена мест произошла из-за оси вращения Земли, которая совершает циклическое колебание за 26 000 лет, называемое прецессией и медленно изменяющее положение неба над полюсами.