Будут здоровы! Как уберечь космонавтов от профессиональных рисков

В преддверии Общего собрания РАН свои сессии по традиции провели отделения академии. Общее собрание Отделения медицинских наук решило посвятить обсуждение актуальным проблемам здравоохранения и тематике, связанной с космосом, отметив таким образом юбилей полета Юрия Гагарина.

Открывая заседание, вице-президент РАН Владимир Чехонин подчеркнул, что отделение «порой играет решающую роль» в развитии международных связей между учеными под эгидой академии наук. В пример он привел подписанный год назад совместный протокол Национальных академий наук, техники и медицины США и Российской академии наук о сотрудничестве в различных областях исследований, связанных с COVID-19.

Об итогах работы отделения за 2020 год и задачах, продиктованных программой фундаментальных научных исследований в РФ (2021-2030) доложил научный руководитель Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава академик-секретарь ОМедН РАН Владимир Стародубов. Среди задач, которые нужно будет решать для развития медицинских наук, он назвал разработку показателей, градаций, методик и критериев оценки неблагоприятного влиянии факторов окружающей и производственной среды на здоровье человека, мониторинг состояния здоровья населения и потребности в медицинской помощи в РФ, определение новых принципов и методов выделения и концентрирования радионуклидов и новых технологий для получения стратегических материалов для ядерной медицины, создание отечественных терапевтических генотехнологий и многое другое.

Бóльшая часть заседания была посвящена борьбе с коронавирусной инфекцией, новым наработкам в изучении поведения вируса и реакции человеческих клеток на его инвазию. Затем сессия перешла от земных проблем к небесным. Ученый-медик, летчик-космонавт СССР, член-корреспондент РАН Олег Атьков рассказал о достижениях и вызовах в космической медицине.

Первым делом Олег Юрьевич вспомнил ученых — пионеров развития отечественной пилотируемой космонавтики, в том числе исследователей, которые на протяжении десятилетий работали над проблемой безопасного пребывания человека в совершенно чуждых условиях. Атьков напомнил о том, что первое ультразвуковое исследование в космосе — запись Эхо-КГ движения стенок аорты и левого предсердия — было выполнено на борту станции «Салют-7» в 1982 году. «Родина мировой радиологии — это СССР», — подчеркнул ученый.

Олег Юрьевич перечислил главные факторы орбитального космического полета, неблагоприятно влияющие на человеческий организм: невесомость, перегрузка, воздействие радиации, психоэмоциональный стресс, колебания температуры, изоляция и ограниченность, искусственная окружающая среда внутри научной станции и т. д. Все они сказываются на физиологических системах человека. Микрогравитация воздействует на перераспределение жидких сред в организме и влияет на сердечно-сосудистую, мышечно-скелетную, сенсомоторную, эритропоэтическую и иммунную системы. Создается новый гомеостаз организма, который может сохраняться до полутора лет.

Во время длительного пребывания человека в космосе организм космонавта подвергается гипогидратации, возникает отрицательный баланс ионов и азота, изменяется секреция ряда гормонов, снижается число эритроцитов в крови, подавляется активность клеточного иммунитета и т. п. Невесомость оказывает влияние и на позвоночник: за счет отека межпозвоночных дисков наблюдается вытяжение позвоночника до 4 см.

Это происходит за достаточно короткий период времени и под охраной магнитных полей Земли, уточнил Атьков. «Когда мы пойдем дальше, на Луну, к астероидам, Марсу, возникнут серьезные проблемы с иммунной системой и двигательным аппаратом», — отметил летчик-космонавт, добавив, что сегодня нет эффективных средств для того, чтобы компенсировать такую ситуацию.

Олег Юрьевич рассказал о результатах своей восьмимесячной работы на борту комплекса «Салют-7 —  Союз» в качестве врача-исследователя, перечислив «медицинские случаи» в космическом полете. Характерными являются: космическая болезнь движения, заложенность носа и синуситы, запоры, головная боль, боль в спине, ушибы, раздражение роговицы глаз, бессонница, усталость. Реже встречаются (но не менее интересны для исследований) простатит, нефролитиаз, нарушения сердечного ритма, химический пневмонит, декомпрессия, дезориентация в пространстве, артериальная гипертензия, серозный отит и др. Все их медики изучают, вычисляя вероятность медицинских событий в орбитальном полете, их влияние на здоровье экипажа и успех экспедиции. Например, по данным американской статистики, случаи острого аппендицита в экипаже из 6 человек на борту космической станции могут возникать примерно раз в 5-6 лет.

Медицина не обладает информацией об эффектах лекарственных препаратов в космосе, отметил Атьков, рассказав, что на себе провел исследования действия нитроглицерина на борту. Ученый пояснил, как важны такие знания, потому что выбор в случае болезни непростой: либо лечить на борту, либо экстренно спускать космонавта на Землю.

Докладчик проинформировал о том, как космическая медицина применяет телемедицину, рассказал о рисках воздействия космической радиации на человека, представив комплекс для исследования воздействия гипомагнитного поля.

Коснулся Олег Юрьевич и проблем гетерогенности экипажей, заметив, что длительные полеты будут формироваться из многонациональных гендерно-неоднородных экипажей. В таких полетах культурные и языковые различия окажут значительное влияние на общение экипажа. Поэтому ученые рассчитывают и «культурный шок», и психопрофилактические мероприятия.

Атьков уверен, что специально отобранные и подготовленные люди способны выполнить орбитальный полет длительностью до полутора лет. Бортовое оборудование для медконтроля, особенно кардиологическая и ультразвуковая техника, позволит диагностировать отклонения здоровья и оценить состояние космонавтов, а существующая система телемедицинской поддержки способна сделать объективнее медицинскую информацию и оптимизировать ее для своевременного принятия управленческих решений о здоровье членов экипажа.

По мнению ученого, перспективные длительные внеорбитальные космические полеты требуют корректировки медицинской парадигмы. Необходимы разработка методик анализа всех рисков, создание бортового вычислительного комплекса поддержки врачебных решений, портативных лабораторных средств и техники, усовершенствование подготовки врача-космонавта за счет расширения круга его профессиональных навыков.

Для увеличения продолжительности полета до двух лет нужны существенная модификация имеющихся сегодня средств профилактики неблагоприятного воздействия невесомости и создание элементов с искусственной силой тяжести. Атьков также призвал к формированию центра «Медицина экстремальных состояний».

Андрей СУББОТИН

 

 

Нет комментариев