Кратер Джезеро — это древнее марсианское озеро. Снимки с Perseverance это подтверждают

Первый научный анализ изображений, сделанных марсоходом НАСА Perseverance,  подтвердил: кратер Езеро на Красной планете, который сегодня представляет собой сухую пустыню, когда-то был тихим озером. Его непрерывно подпитывала небольшая река, и было это около 3,7 млрд лет назад.

Изображения также свидетельствуют о том, что кратер пережил внезапные наводнения. Они были достаточно мощными, чтобы сметать большие валуны, унося их на  десятки километров вниз по течению.  Ученые рассчитали, что вода неслась со скоростью до 9 метров в секунду и перемещала до 3000 кубических метров воды в секунду.

Новый анализ, опубликованный в журнале Science, основан на изучении обнажения пород внутри кратера на его западной стороне, а также холма  под названием Кадьяк . Спутники ранее показали, что это обнажение грунта, если смотреть сверху, напоминало дельты рек на Земле, где слои наносов откладываются в форме веера. Фото Кадьяка были особенно четкими, и исследователи увидели на нем отчетливые слои отложений, которые могли быть сделаны только рекой, впадающей в озеро.

Новые изображения Персеверанса, сделанные изнутри кратера, подтверждают: это обнажение действительно было дельтой реки. Судя по осадочным слоям, можно сделать вывод, что река впадала в озеро, которое оставалось спокойным на протяжении большей части своего существования. До тех пор, пока резкое изменение климата не вызвало периодические наводнения.

«Если вы посмотрите на эти изображения, вы в увидите эпический пейзаж пустыни. Это самое заброшенное место, которое вы когда-либо могли посетить, — говорит Бенджамин Вайс, профессор планетных наук Департамента Земли, атмосферы и планет Массачусетского технологического института. — Нигде нет ни капли воды, но все же здесь у нас есть свидетельства совсем другого прошлого. В истории планеты произошло нечто очень важное».

Фото: слои осадочных пород на холме Кадьяк внутри марсового кратера Езеро. На верхнем изображении показана фотография, сделанная камерой Mastcam-Z марсохода Perseverance с расстояния примерно 1,39 мили (2,24 километра). На нижнем изображении показана мозаика удаленного микроскопа SuperCam, показывающая характерные наклонные пласты, зажатые между горизонтальными пластами, которые являются контрольными признаками отложений в условиях дельты. Фото: space.com