От вакцин до телескопов. Важнейшие научные ожидания 2023 года назвал журнал Nature

После успешного внедрения вакцин на основе мРНК во время пандемии COVID-19 в разработке оказалось множество подобных препаратов другого назначения. В ближайшие недели базирующаяся в Майнце (Германия) компания BioNTech планирует начать первые испытания на человеке мРНКовых вакцин против малярии, туберкулеза и генитального герпеса. Та же компания в сотрудничестве с нью-йоркским партнером Pfizer будет испытывать мРНКовую вакцину-кандидат для снижения частоты заболеваемости опоясывающим лишаем. Кандидаты в вакцины, также созданные на основе мРНК и направленные против генитального герпеса и опоясывающего лишая, есть в арсенале компании Moderna, которая находится в Кембридже (штат Массачусетс). В ноябре 2022 года BioNTech и Pfizer приступили к первой фазе испытаний мРНКовой вакцины, которая должна защищать как от COVID-19, так и от гриппа.

Комбинированная вакцина содержит цепи мРНК, кодирующие белки связывания с рецепторами вируса SARS-CoV-2, его вариантов «омикрон» BA.4/BA.5 и четырех вариантов вируса гриппа. Тем временем ВОЗ и привлеченные ею 300 ученых готовят обновленный список приоритетных патогенов, которые могут стать причиной эпидемий в ближайшие годы.

Европейское космическое агентство готовится к запуску во второй половине 2023 года космического телескопа «Эвклид», который будет обращаться вокруг Солнца в течение шести лет. Снимки, сделанные этой обсерваторией, лягут в основу трехмерной карты Вселенной. Еще раньше, в апреле, агентство запустит миссию по изучению ледяных спутников Юпитера. В ожидании запуска и Японское агентство аэрокосмических исследований: его миссия по рентгеновской визуализации и спектроскопии (X-ray Imaging and Spectroscopy Mission), орбитальный спутник Земли, будет регистрировать рентгеновское излучение далеких звезд и галактик. В июле 2023 года начнет получать изображения обсерватория имени Веры Рубин в Чили (на снимке). Ее особый трехзеркальный телескоп вместе с камерой с разрешением в три с лишним миллиарда пикселей способны просканировать южное полушарие неба всего за три ночи. В китайском Синьцзяне заработает самый большой управляемый радиотелескоп — 110-метровый Qitai Radio Telescope. Он может наблюдать единовременно 75% звезд. А Индийская организация по космическим исследованиям запустит летом третью лунную миссию «Чандраян-3», которая должна совершить посадку вблизи Южного полюса.