Итоги-2019. Потери года

04.01.2020

2019 год стал трудным для российской науки. Были успехи и достижения, но были и потери, в том числе невосполнимые.

27 марта не стало выдающегося физика Жореса Алферова. В 2000 году он получил Нобелевскую премию за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов. 16 лет – с 1991 по 2017 – был вице-президентом РАН. До своего девяностолетия он не дожил всего год.

В этот же день, 27 марта, ушел из жизни летчик-космонавт Валерий Быковский. Он побывал на орбите трижды. Причем между двумя первыми полетами успел защитить кандидатскую. Темой его диссертации стала автономная космическая навигация. Этот год вообще оказался черным для отечественной астрономии и космонавтики.

8 апреля не стало Виктора Благова – человека, который проектировал первый наш космический корабль «Восток». Тот самый, на котором полетел Юрий Гагарин.

3 августа ушел из жизни всемирно известный астрофизик Николай Кардашев — создатель и руководитель космического проекта «РадиоАстрон». Еще в 60-е годы он  предсказал существование пульсаров – задолго до их открытия. Весь мир его знает по знаменитой шкале Кардашева. Ученый предположил, что стадии внеземных цивилизаций Вселенной можно классифицировать по уровню потребления энергии.

26 сентября скончался летчик-космонавт Геннадий Манаков, дважды побывавший на станции «Мир».

А 11 октября из жизни ушел первый человек в открытом космосеАлексей Леонов. Даже NASA в тот день прервало свою прямую трансляцию, чтобы сообщить печальную новость и отдать дань памяти нашему космонавту.

5 ноября не стало выдающегося генетика Константина Скрябина. Он первый в мире определил полную последовательность ДНК эукариотического организма. В последние годы жизни ученый занимался изучением генетических основ рака почки.

А 24 ноября ушла из жизни Людмила Вербицкая, выдающийся лингвист, первая женщина-ректор СПбГУ, главный советчик президента Путина в вопросах русского языка.

А всего за день до Нового года, 30 декабря 2019-го, не стало Валентина Близнюка . Именно он руководил работами по созданию самого большого и мощного в мире сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца с крылом изменяемой стреловидности Ту-160.  Валентину Ивановичу был 91 год.