Идёт печальный счёт. Ряды занятых в науке непрерывно редеют

Вхождение Российской Федерации в число пяти ведущих стран мира по объему исследований и разработок (ИР) — ключевая цель нацпроекта «Наука и университеты». На ее достижение отведен срок с 2021-го по 2030 годы. Согласно инновационному индексу Bloomberg в прошлом году Россия осталась в третьем десятке технологически развитых стран.

Показатели, характеризующие финансирование и кадровый потенциал отечественной науки в первый год реализации проекта, который был к тому же и Годом науки и технологий, проанализировали специалисты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики» (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ) на основе свежих данных Росстата, материалов Организации экономического сотрудничества и развития, ЮНЕСКО и Евростата. Хорошие новости есть. Так, ученые констатируют, что прирост объема внутренних затрат на исследования и разработки составил 4,4% (в постоянных ценах), но это в сравнении с 2018 годом. При сопоставлении этих расходов с 2020-м оказалось, что, хотя они и увеличились с 1,2 триллиона рублей до 1,3 триллиона в 2021 году в действующих ценах, пересчет в ценах постоянных показал, что внутренние затраты снизились на 4,9%, поскольку инфляция в период пандемии внесла свои поправки. По данным, приведенным в исследовании ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, сегодня Россия занимает 10-е место в мире по этому показателю (в расчете по паритету покупательной способности национальных валют), затратив на ИР в американской валюте 47,6 миллиарда. Возглавляют ТОП-10 США, объем расходов которых составляет 720,9 миллиарда долларов. На втором месте — Китай (582,8 миллиарда), на третьем — Япония (174,1 миллиарда). Интересно, что Индия в этом списке находится выше своей бывшей метрополии с показателем 58,7 миллиарда против 56 миллиардов у Великобритании.

Аналитики отмечают, что внутренние затраты на ИР растут медленнее, чем объем валового внутреннего продукта (ВВП) в России, поэтому доля этих затрат в ВВП снизилась с 1,09% в 2020 году до 0,99% в 2021-м. До лидерства с таким показателем далеко. К примеру, в Израиле, который в этом плане держит первенство, на науку пришлось 5,44% ВВП, в Республике Корея — 4,81%, в Тайване — 3,64%. Китай с долей затрат на ИР 2,4% ВВП занимает 14-е место, а наша страна лишь 37-я.

Государство остается основным источником финансирования российской науки. На ее бюджетное обеспечение в 2021 году пришлось 67,5% внутренних затрат, включая 52,9% средств федерального бюджета, 12,7% — организаций государственного научного сектора, а также субъектов РФ и муниципалитетов. Доля предпринимателей в общем объеме финансирования составила 29%. С 2012 года этот баланс в структуре внутренних затрат на ИР существенно не переменился: вложения бизнеса увеличились только на 0,3%. Такое соотношение расходится с тенденцией, которая сложилась в ведущих технологически развитых странах, где предпринимательская доля затрат на науку давно превалирует. Так, в США она составляет 66,3%, Китае — 77,5%, Японии — 78,3%, Германии — 64,5%.

На этом фоне продолжает уменьшаться количество занятых в российском секторе ИР. По сравнению с 2012 годом их стало меньше на 8,8%, а с 2020-го по 2021-й — на 2,4%. За последние десять лет численность исследователей сократилась с 372,5 тысячи человек до 340,1 тысячи (за предыдущий год — на 6,4 тысячи — на 1,8%). На 3,9% уменьшилось число вспомогательного персонала. При этом растет количество техников, которые составляют менее десятой части от всех исполнителей ИР. За прошедший год их стало больше на 1,5%, а с 2012-го — на 2,7%.
Между тем мы все еще остаемся в мировом ТОП-5 по объему общей занятости в научной сфере. Впереди Китай, США, Япония и Германия. По численности же исследователей (в эквиваленте полной занятости) Россия занимает шестое место после этих же стран и Республики Корея. Ситуация в секторе образования — важное слагаемое инновационного потенциала государств мира. Еще одно недавно проведенное исследование ИСИЭЗ НИУ ВШЭ посвящено выявлению глобальных трендов в области цифровизации и внедрению инноваций в образовательной сфере России и других стран. При изучении 27,5 тысячи зарубежных и русскоязычных источников (профессиональных СМИ) за 2017-2021 годы эксперты использовали созданную специалистами института систему интеллектуального анализа больших данных iFORA.

В ходе исследования были выявлены как схожие тенденции (их большинство) в отечественном и мировом образовании, так и существенно различающиеся. В глобальной образовательной повестке эксперты фиксируют большой запрос на социальное и эмоциональное обучение (Social and Emotional Learning; SEL). Это второй по уровню востребованности тренд в мире, а на первом плане — цифровые образовательные платформы. В третью очередь востребованы системы управления обучением, в четвертую — МООС (только в марте — апреле 2020 года число слушателей на образовательной онлайн-платформе Coursera выросло на 640% (с 1,6 до 10,3 миллиона человек). Замыкает пятерку мирового рейтинга IT-образование. В ТОП-15 российских трендов SEL нет, а возглавляют российский список «электронное обучение» и «цифровая образовательная среда». Тренды, связанные с цифровизацией и новыми технологиями, занимают первые семь строчек в нашем списке, что говорит о приоритете использования и развития технологических инструментов.

Все более очевидной для мирового образования становится потребность в построении индивидуальной образовательной траектории. Этот тренд замыкает глобальный ТОП-15 и занимает девятую позицию в российском национальном рейтинге. Обоюдно актуальными авторы исследования называют иммерсивное, проектное и интерактивное обучение, а также нацеленность на переход к модели непрерывного обучения в течение всей жизни. К специфичным для России тенденциям исследователи отнесли использование социальных сетей для обучения и коммуникации между учащимися и преподавателями, переход к смешанному формату обучения (blended learning) и внедрение умных систем (единое информационное пространство, интерактивные системы обучения и т. д.).

Согласно приведенным в исследовании данным, в 2020 году в цифровые технологии в образовании странами мира было вложено 227 миллиардов долларов, а к 2025 году эти расходы могут удвоиться.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев