Весел и находчив. Каким видят выпускника педвуза

05.07.2020

В условиях борьбы идеологий и ценностей трансформацию образования нельзя свести только к технологическим решениям. Такой акцент в своем выступлении сделал замминистра науки и образования Дмитрий Афанасьев, и его поддержали все ключевые спикеры форума «Педагогическое образование в условиях системной трансформации современного общества».

Мероприятие было организовано Минпросвещения совместно с Институтом стратегии развития образования Российской академии образования (РАО), Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ), Ассоциацией развития педагогических университетов и институтов, Евразийской ассоциации педагогических университетов. Форум прошел в онлайн-формате и собрал девять тысяч участников — представителей Минобрнауки, региональных органов власти в сфере образования, научных и образовательных профильных организаций высшего и среднего профессионального образования России и ближнего зарубежья, заинтересованных граждан. На дискуссионных площадках выступили сто спикеров.

Главные темы форума — стратегия развития системы непрерывного педагогического образования и актуальные задачи подготовки кадров в условиях системной трансформации современного общества. Обсуждались в том числе разработка механизмов постоянного обновления содержания образовательных программ; синхронизация педагогических компетенций с содержанием школьного образования; формирование единого воспитательного пространства вузов через разработку и внедрение в федеральные государственные образовательные стандарты единых модулей (волонтерство, наставничество, вожатская деятельность и др.); формирование сети базовых образовательных организаций университетов (детские сады, школы, учреждения СПО); развитие целевой аспирантуры и докторантуры для подготовки ППС педагогических вузов и учреждений ДПО; обновление материально-технической базы университетов и другие.

В конечном счете от решения этих задач зависят перспективы и результаты профессиональной деятельности 2,5 миллиона специалистов, работающих в образовательной сфере, включая миллион школьных учителей и 230 тысяч преподавателей вузов. Эти цифры привел в своем докладе на форуме ректор МПГУ Алексей Лубков. По его данным, программы подготовки педагогических кадров сегодня реализуют 300 университетов России, среди которых 30 профильных вузов. Действующую систему обучения профессии педагога ректор охарактеризовал как «традиционную и одновременно инновационную, динамичную и открытую».

В спектре новых направлений обучения он особо отметил важность компетенций по работе с семьями учеников. Обновляя содержание программ, необходимо, по мнению А.Лубкова, максимально учитывать возможность индивидуализации и персонализации обучения в условиях сохранения единого образовательного пространства.

Переход в Минпросвещение не означает, что мы ушли из семьи высшего образования,

— заметил А.Лубков.

Мы открыты для общения с коллегами из классических и других университетов.
Он также сообщил, что ресурс для ликвидации дефицита педагогических кадров сейчас готовят профильные колледжи. Созданы организационные предпосылки для построения траекторий, предполагающих поступление обучающихся там студентов на вторые и третьи курсы педвузов. Это позволит им завершить учебу в университете в более короткие сроки,

— сказал он.

Отдельное внимание на форуме уделили, конечно же, цифровому образованию. Эксперты продолжают анализировать опыт перехода школ и университетов в дистанционный режим в условиях карантина, в целом признанный успешным. Министр просвещения Сергей Кравцов отметил большую заслугу учителей в том, что учебный процесс «ни на миг не приостанавливался». Тем не менее задача усовершенствования подготовки педагогических кадров остается одной из ключевых. Экспертному сообществу безотлагательно предстоит ответить на целый ряд связанных с ней вопросов, которые обозначил министр. Они касаются компетенций современного учителя, его места и роли в образовательном процессе, участия педагогического университета в решении задач развития системы образования в целом, направлений этого развития. Необходимо эффективно формировать знания будущего учителя в области ИКТ, а также умение решать воспитательные задачи.

Мы никогда не откажемся от традиционного формата обучения, — подчеркнул руководитель ведомства. — 1 сентября школы откроют свои двери, там встретятся ученики и учителя, и это будет большой праздник в сфере образования. Информационные технологии и электронные ресурсы должны помогать системе традиционного обучения. Как встроить их и в подготовку учителей — актуальный вопрос.

С.Кравцов поблагодарил организаторов проекта «Волонтеры просвещения» и включившихся в него студентов-магистрантов педвузов, которые инициировали поддержку педагогов и родителей в непростых условиях и оказывали им помощь при переходе на дистант. Он пообещал, что итоги форума будут обобщены, проанализированы и учтены в работе министерства.

Участие в волонтерском движении, умение и желание вносить свой вклад в социальную жизнь страны — одно из пожеланий директоров школ условному «портфолио» выпускников педвузов. Ссылаясь на результаты опросов, председатель Федерального учебно-методического объединения «Образование и педагогические науки», директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова рассказала, каких молодых специалистов хотели бы видеть руководители российских школ. В их представлении молодой педагог также должен быть сторонником здорового образа жизни, увлеченным новыми технологиями и технологически компетентным, умеющим применять новые формы обучения, начитанным и пользующимся «хорошим русским языком».

Открытый миру, любопытный, любознательный, владеющий исследовательской культурой, гибкий, устойчивый, с собственной позицией и чувством юмора и позитивным настроем. Я убеждена, что только человек, которому нравится учиться, может учить современного школьника,

— добавила Е.Казакова.

Она выразила уверенность, что требования нового ФГОС 3++ дадут ее коллегам возможность выполнить все заказы общества, заметив при этом, что стандарт надо не только разрабатывать, но и исполнять.

Похожий портрет современного педагога предложил заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию и науке Олег Смолин. Дети, по его мнению, предъявляют наставникам такие же требования, что и 80 лет назад.
— Учитель должен быть хорошим профессионалом, интересным человеком, в соответствии с сегодняшними потребностями владеющим инновационными технологиями. Дети хотят, чтобы их учили интересные люди, и таких мы должны готовить в педвузах.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев