В борьбе за независимость. Что нужно знать для победы над пагубными пристрастиями

Алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным и компьютерным играм, шопоголизм и даже работоголизм — все эти явления ученые определяют термином «аддикция» или, проще говоря, зависимость, которая захватывает и разрушает человека. К сожалению, несмотря на развитие медицинских технологий, специалисты отмечают не только возникновение новых типов зависимости, но и то, что проблема молодеет: аддиктивное поведение все чаще проявляется у детей и подростков. Этой теме посвятила свои исследования доцент Забайкальского госуниверситета Оксана СИМАТОВА, автор вышедшего недавно в свет учебного пособия «Превенция аддиктивного поведения подростков в образовательном пространстве школы». Книга заняла первое место на VII Международном конкурсе научных, методических и творческих работ «Социализация, воспитание, образование детей и молодежи» в Ижевске и IV Международном профессиональном конкурсе преподавателей вузов «Формирование компетенций в профессиональном образовании-2019», прошедшем в Москве.
— Аддиктивное поведение — это способ приспособления человека к слишком сложным для него условиям жизни, — рассказывает О.Симатова. — Это попытка бегства из тяжелой, угнетающей, безрадостной в его восприятии реальности в некое пространство, где можно отдохнуть, получить удовольствие, собраться с силами. Сущность такого поведения заключается в неумении людей управлять своим эмоциональным тонусом. Человек стремится к положительным эмоциям, жаждет ярких впечатлений, хорошего настроения, а также защиты от страхов, внешних угроз, недовольства собой, но в жизни эти желания не всегда удается осуществить. Именно тогда он использует своеобразные «костыли», в роли которых выступают различные объекты зависимости, которые постепенно становятся для него незаменимыми спутниками.
Аддиктивное поведение имеет множество форм. Зависимость называется химической в тех случаях, когда человек попадает под влияние каких-либо веществ. Это могут быть табак, алкоголь, наркотики, лекарственные препараты. Психоактивные вещества становятся необходимыми, обязательными составляющими для функционирования организма, и человек уже не может обходиться без них. Зависимость от ПАВ является самой опасной формой аддиктивного поведения как для конкретного человека, так и для социума в целом.
Обществу аддикция его членов обходится значительно дороже, чем эпидемии и стихийные бедствия. Сегодня практически сформировались алкогольная и наркоманическая субкультуры со специфическим образом жизни, системой ценностей, языком, атрибутами, стереотипами, понятиями и мифами.
Все большее распространение получают другие виды зависимости, когда ее объектом становятся определенное поведение и виды деятельности. Такие аддикции принято называть нехимическими или поведенческими. Это лудомания (зависимость от азартных игр), аддикция отношений (сексуальная и любовная, аддикция избегания), трудоголизм, ониомания (тяга к трате денег), ургентная аддикция (привычка находиться в состоянии постоянной нехватки времени).
Описано множество других поведенческих аддикций. Это компьютерные зависимости: информационная перегрузка, зависимость от киберотношений, киберсекса, компьютерных игр, работы с компьютером. Есть и такие, которые не носят выраженного негативного характера: аддикция упражнений (спортивная аддикция), духовный поиск (стремление к постоянному освоению различных духовных практик, участие в группах личностного роста, расширение эзотерических и религиозных знаний). К числу аддикций можно отнести также синдром перманентной войны (зависимость от опасных ситуаций неоправданного риска), синдром Тоада (зависимость от «веселого автовождения»), различные виды фанатизма (религиозный, политический, спортивный, национальный).
В последнее время выделяется целая группа так называемых технологических зависимостей, связанных с высокими технологиями. Они делятся на пассивные (зависимость от просмотра телевизора, прослушивания CD-плейера) и активные (зависимость от интернет- и компьютерных игр, SMS-зависимость). В качестве новой формы аддикции рассматривается селфи-зависимость — фотографирование себя при помощи монопода или зеркала, как правило, с последующей демонстрацией автопортретов в соцсетях.
Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной — от практически нормального поведения до тяжелых форм, сопровождающихся выраженными физическими и психическими нарушениями. Некоторые зависимости одобряются обществом (например, трудоголизм), другие с течением времени начинают представлять личностную проблему (компьютерные аддикции), третьи имеют статус социально опасных (алкоголизм, наркомания). Любые формы аддикции имеют разрушительный характер и требуют пристального внимания специалистов.
Ознакомившись с перечнем аддикций, в числе которых даже спорт, читатель наверняка задастся вопросом: чем же зависимость отличается от увлечения?
— Для того чтобы жизнь человека была гармоничной, в ней должны присутствовать все ее грани: работа, семья, любовь, общение, дружба, хобби, — поясняет О.Симатова. — В процессе развития зависимости происходит постепенное замещение всех этих сфер одной. При этом эмоциональные отношения с людьми заменяются контактами с объектом зависимости. В результате возникают проблемы и конфликты на работе, в семье, с друзьями. Зависимость отличается от простого увлечения тем, что не контролируется человеком и вытесняет из его жизни все остальное, вызывая неизбежную деградацию. А увлечение, наоборот, позволяет человеку снять напряжение, восстановиться, отдохнуть не во вред другим сферам жизни. Увлечение может быть даже средством личностного развития.
В своих работах О.Симатова обращает внимание на тревожную тенденцию: зависимое поведение все чаще наблюдается среди детей и подростков. На развитии молодого поколения сказывается целый ряд социокультурных факторов, которые раньше в нашей стране не имели существенного влияния. Это приоритет материального благополучия, ориентация на достижение успеха любыми средствами, необходимость постоянной конкуренции, ослабление института семьи и социального контроля. Ряд причин связан с развитием технологий: расширение сети компьютерных игр с виртуальными партнерами, резкое увеличение бесконтрольного информационного потока СМИ. Все это приводит к тому, что дети и подростки все чаще попадают в стрессовые ситуации, у них возникает длительное и интенсивное психоэмоциональное напряжение. Следствием является потеря молодыми людьми чувства безопасности, страх перед действительностью, стремление спрятаться от реальности.
В профилактике зависимого поведения ключевую роль играют семья и учреждения системы образования. Автор отмечает, что зачастую у самих родителей отсутствуют не только специальные знания, но и навыки здорового образа жизни, что не позволяет им должным образом оказывать своим детям психологическую поддержку.
— Причина развития зависимого поведения заключается в неумении человека целиком опереться на самого себя, — объясняет О.Симатова. — Эту способность нужно методически грамотно развивать, так как изначально она в нас не заложена. Единственное средство спасения от зависимости заключается в том, чтобы научиться осознанно и творчески управлять своими настроениями и переживаниями, освоить навыки разрешения проблем и преодоления трудностей.

Елизавета Медведкина

 

Нет комментариев