Учёные выяснили, в каком случае у людей повышается креативность

01.11.2022

Сотрудники Академии психологии и педагогики ЮФУ исследовали
показатели адаптации человека в «Перевёрнутом доме» парка Октябрьской
революции Ростова-на-Дону. Они показали, как изменение привычных
условий среды и нахождение «вне зоны комфорта» влияет на поведение
человека, его когнитивные функции и функциональное состояние.

Личностные ресурсы человека на протяжении столетий остаются важнейшим
фактором для новых достижений и успехов, основным общественным
потенциалом. Не случайно их развитию уделяется большое внимание
экономистами, социологами, философами, педагогами, психологами,
физиологами. В развитии личностного потенциала большую роль играют
врожденные и приобретенные эндогенные и экзогенные факторы: пол,
возраст, функциональное состояние организма, индивидуально-
типологические особенности, условия обучения, характер среды и другие.

«В последние годы на практике появляется все больше данных о
возможности «перезагрузки», актуализации личностных ресурсов при
нахождении человека в нетипичных, непривычных для него, порой даже
экстремальных, условиях. Выход из зоны комфорта провоцирует человека к
изменениям, которые, в свою очередь, повышают его адаптивные
возможности, способствуют развитию его интеллектуального и
творческого потенциала. Однако исследования, посвященные проверке этого
положения, носят единичный характер из-за трудностей моделирования
таких условий», – рассказала главный научный сотрудник АПиП ЮФУ,
руководитель Научно-исследовательской лаборатории теории и практики
образования и развития лиц с особыми образовательными потребностями,
доцент Людмила Дикая.

Сотрудники Научно-исследовательской лаборатории теории и практики
образования и развития лиц с особыми образовательными потребностями
Академии психологии и педагогики ЮФУ Валерия Егорова, Евгений
Мелещенко, Виктория Рыжова под руководством доцента Людмилы
Дикой. исследовали адаптацию человека к изменению условий его
нахождения на примере интерактивного пространства «Перевернутый дом».

Эксперимент проводился летом 2022 года в парке Октябрьской революции
Ростова-на-Дону в здании, спроектированном компанией Культ-Строй под
специальным уклоном в двух плоскостях 10° и 13°.

Эксперты выявили, что в измененных условиях у всех участников
эксперимента повышается гибкость и оригинальность мышления. При этом,
у взрослых число предложенных идей повышается, а у детей понижается
по сравнению с условиями выполнения этого задания вне данного
пространства. Кроме того, около половины респондентов в ходе
эксперимента чувствовали себя хорошо и испытывали интерес к новым
ощущениям: больше всего измененное пространство увлекало подростков.

«Участники разных возрастных групп по-разному адаптировались
к незнакомым условиям. Таким образом, более 80% посетителей привыкали
к интерактивному пространству в течение первых пяти минут, из их 47%
в течение первой минуты. Наиболее легко адаптация далась участникам
в возрасте 14–16 лет (80%), а тяжело — в возрасте 20–23 лет (50%)», –
отметила Людмила Дикая.

Также ученые обнаружили сильное изменение электрической активности
коры мозга у людей в возрасте 20–23 лет до и после посещения
перевернутого пространства, которая не прослеживалась у детей младшего
возраста. По словам экспертов, такая разница может быть связана с более
высокой ригидностью взрослых по сравнению с детьми.

В то же время при создании оригинальных решений у всех участников
исследования наблюдается большая активация теменно-затылочных областей
коры мозга и активация процессов предвнимания. По мнению ученых, это
связано с перестройкой мозговых функциональных систем – они
«перенастраиваются» под выполнение творческих заданий.

Результаты исследования позволяют говорить о возможности развития
креативности в условиях новой модели непривычной среды. Именно в такой
ситуации человеку необходима актуализация творческих ресурсов,
поскольку у него нет опыта поведения в таких условиях. Следовательно,
именно в непривычной для человека среде ему легче отказаться от
привычных шаблонов и стереотипов, которые могут стать барьерами
для нахождения эффективного решения. Полученные данные можно будет
применять в сфере образования, психокоррекции и психотерапии, а также в
сфере игровой индустрии при проектировании подобных объектов с пользой
для населения.

Центр общественных коммуникаций
Южного федерального университета

Нет комментариев