Психологи Томска и Челябинска выясняют факторы выживаемости у женщин с онкозаболеваниями

21.07.20

Психологи Томского государственного университета и медики Челябинского областного клинического центра онкологии и ядерной медицины в рамках гранта РНФ проводят самое масштабное в России исследование психологических факторов, которые влияют на благоприятный исход и течение болезни у людей со злокачественными новообразованиями. Команда работает с пациентками, которым недавно был поставлен диагноз «рак молочной железы», независимо от стадии болезни, а также с пациентками, находящимися в ремиссии. Глобальная задача проекта – продемонстрировать связь между психологией человека и течением заболевания и обосновать необходимость включения психологического сопровождения онкобольных в протоколы лечения.

У каждого из нас есть знакомые, родственники, которые столкнулись с диагнозом «рак», кто-то сам оказался в такой ситуации. Каждый человек реагирует на такой диагноз по-своему. Кто-то полон решимости и верит в свои силы и силу медицины, кто-то сразу отчаивается и готовится к самому худшему. Поведение человека в этой ситуации, его состояние, а значит и исход сражения со смертельным заболеванием зависит, в том числе, от его психологических особенностей: системы убеждений, стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями, особенностей его личности,

– отмечает руководитель проекта, доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории психофизиологии ФП ТГУ Диана Циринг.

Команда психологов и медиков занимается выявлением психологических особенностей пациентов, которые влияют на исход болезни и позволяют пациенту достичь важного медицинского критерия успешности лечения злокачественной опухоли – пятилетней выживаемости. Для онкологов это очень важный показатель, поэтому исследование будет проводиться не менее пяти лет.

На сегодняшний день мы работаем с пациентами, которым недавно поставлен диагноз, независимо от того, на какой стадии заболевания это произошло. Мы диагностируем психологические особенности пациентов и обязательно собираем ключевые медицинские характеристики заболевания по каждому. Опросы проводятся индивидуально с каждым пациентом, это очень большая работа. Сейчас в группе уже более 200 человек, это женщины с диагнозом «рак молочной железы»,

– приводит подробности Диана Циринг.

На данном этапе психологи уже выявили, что женщины с раком молочной железы в целом склонны к подавлению эмоциональных реакций и контролю собственных переживаний. Вероятно, этот чрезмерный контроль – один из наиболее ярких негативных факторов. Есть различия, связанные с возрастом. Так, пациентки моложе 40 лет чаще игнорируют проблемы, чем старшие, в то же время они больше склонны как искать социальную поддержку, так и вступать в конфронтацию в трудных ситуациях. Обнаружено также, что есть связь между жизнестойкостью пациенток и качеством их жизни.

В выборки, которые сформированы в исследовании, попали женщины от 26 до 80 лет. Молодых среди них немного: средний возраст составляет 57 лет, поскольку диагноз «рак молочной железы» чаще встречается у женщин более старшего, пенсионного возраста. Это вызывает целый ряд особенностей ситуации. Возможности таких пациентов, в том числе финансовые, ограничены, им сложнее получать помощь. Здесь крайне необходима психологическая поддержка, а семья не всегда справляется с этим: зачастую родственники не знают, как правильно помочь, как обсуждать эту проблему, сам факт заболевания. Порой в семье вообще тема заболевания оказывается под запретом, потому что родные боятся травмировать заболевшую. В итоге женщина остается один на один со своими переживаниями. Но нельзя забывать, что психологическое сопровождение при этом – не просто проявление гуманного отношения к пациентам, а одна из составляющих успеха лечения.

Кроме того, психологические особенности диагностированы у пациентов с ремиссией заболевания, их более 100 человек. Работа с этой важной группой респондентов еще предстоит. Она позволит выяснить, какими психологическими характеристиками обладают женщины, которым удалось выздороветь, и чем именно они отличаются от тех, кому это не удалось. Возможно, это те самые особенности, которым следует уделить особое внимание при организации психологического сопровождения онкопациентов.

Отдельно ученые планируют рассмотреть ситуации женщин с диагнозом «рак молочной железы», которые находятся на самой тяжелой, четвертой стадии заболевания. Их тоже будет порядка 100 человек.

Конечно, психологические факторы не работают отдельно. Рак является заболеванием, в возникновение и развитие которого вносят вклад множество разноплановых факторов: это и генетика, и неблагоприятная окружающая среда, и вредные привычки, и особенности работы организма, гормональный фон, работа иммунной системы и другие. Но психологические факторы работают наряду с ними: они повышают или снижают риски и обязательно должны учитываться, – объясняет актуальность проблемы Диана Циринг. – Психологическое сопровождение может повысить эффективность лечения и выживаемость больных, поэтому одна из важных задач нашего исследования – продемонстрировав связь психологии человека и течения онкозаболевания, обосновать необходимость включения психологического сопровождения онкобольных в протоколы лечения.

Добавим, что в России нет лонгитюдных (продолжительных) исследований с достаточно полным комплексом изучаемых психологических особенностей пациентов. В научный коллектив этого проекта входят академик РАН, доктор медицинских наук, главный онколог и радиолог Уральского федерального округа, профессор Андрей Важенин, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института психологии РАН Елена Сергиенко и другие, в том числе начинающие исследователи. Команда работает на базе Челябинского областного клинического центра онкологии и ядерной медицины.

Грант РНФ на проведение исследования с общим объемом финансирования 18 млн рублей выделен на период с 2019 по 2021 годы. Однако команда ученых планирует продолжить исследование и далее, чтобы установить связь психологических особенностей пациенток и их пятилетней выживаемости.

Управление информационной политики ТГУ

 

Нет комментариев