Как распознать суицидальное поведение ребёнка — психолог Мария Кузнецова

02.02.2023

Цифры по суицидам среди детей и подростков в России неутешительные. О том, как родителям заметить настораживающие признаки и как избежать трагедии, рассказала заместитель директора института образования и практической психологии Челябинского государственного университета
Мария Кузнецова.

Типов суицидального поведения, как отмечает специалист, несколько, и их условно можно поделить на две группы: демонстративное суицидальное
поведение (когда человек в разных формах сообщает о своих намерениях с целью привлечь внимание к себе) и истинный суицид (когда человек совершает заранее обдуманный, спланированный акт самоубийства, не привлекая внимания к себе).

«При демонстративном суициде подростки часто косвенно, но иногда и напрямую, сообщают о своих намерениях, – поясняет Мария Кузнецова. – Поскольку молодое поколение часто проводит своё время в социальных сетях и мессенджерах, то можно обратить внимание на то, какие фотографии, картинки, музыку, тексты и посты они выкладывают или лайкают, на какие страницы подписаны, в каких группах состоят. Подросток может напрямую сообщать о своих проблемах и, не находя решения, «в шутку» высказываться на тему смерти и самоубийства».

Кроме того, психолог ЧелГУ назвала и другие признаки, на которые нужно обратить внимание родителю или близкому человеку:

• Злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;

• эскейп-реакции (уход из дома, прогулы школы и т. п.);

• прямые или косвенные высказывания, шутки о суицидальных намерениях («Я хочу умереть»
(прямое сообщение), «Скоро это уже всё закончится» (косвенное сообщение);

• резкое снижение повседневной активности (апатия, не желание чем-либо заниматься);

• темы для разговоров связанны со смертью или самоубийством;

• прослушивание музыки и просмотр фильмов на тему смерти и самоубийства;

• внезапные изменения в настроении, резкое отдаление от близких;

• приобретение средств для совершения суицида.

«Истинный суицид никогда не бывает спонтанным, чаще всего окружающие просто не замечают намерения суициданта, – говорит Мария. – Какое поведение подростка может вызвать тревогу относительно его суицидального поведения – состояние скуки, апатии, усталости на протяжении  длительного времени (от 3-5 дней и более), при этом у подростка может быть нарушен сон, аппетит. Также на протяжении длительного периода подросток не проявляет интерес к чему-либо, к прежним увлечениям, предпочитает оставаться одному, изолируется от близких и друзей. Нередко, бывают случаи, когда после такого периода, происходит резкая смена настроения – подросток становится радостным, проявляет активность в жизни, может снова заняться увлечениями. Это поведение обусловлено принятием решения о самоубийстве – подросток может детально спланировать акт самоубийства, после принятия такого решения он словно испытывает облегчение».

Психолог отмечает, что если у ребёнка наблюдается даже один из вышеперечисленных признаков – это повод к незамедлительным профилактическим действиям. В первую очередь нужно:

• Начать говорить с ребёнком, при этом разговор нужно вести максимально открыто и искренне.

• Важно сообщить подростку, что вы замечаете изменения в его поведении, обеспокоены и встревожены, переживаете за его самочувствие и состояние.

• Уточнить, можете ли вы помочь и как это сделать лучше.

• Не стоит игнорировать ситуацию, даже если от вашей помощи ребёнок отказывается. Стараться чаще уделять своё внимание, разговаривать. Причём беседа не должна строиться на вопросах «Как дела?» или «Как дела в школе?», важно уточнять, как чувствует себя подросток, чем хочет сегодня заняться, можно предложить совместную деятельность (прогулка, поездка в парк, просмотр фильма и т. д.).

• Инициировать разговоры на разные темы: что такое дружба, ценности, любовь, предательство, смысл жизни и т. д. Спрашивать у подростка его понимание в этих темах, обязательно делиться собственным опытом.

• Можно устроить вечер воспоминаний за семейным ужином – посмотреть фотоснимки из детства подростка, вспомнить различные истории и приключения, спросить у ребёнка, что помнит он, какие самые яркие воспоминания о детстве он запомнил. Важно уходить в детали (вспомнить
любимую игрушку, любимое место для игр и т. д.), чтобы подросток смог погрузиться в воспоминания, отчётливо их представить, испытать те приятные чувства и переживания из детства.

• Если ситуация приобретает длительный характер необходимо обратиться к специалисту самостоятельно или с ребёнком.

 

 

Пресс-служба ЧелГУ

Нет комментариев