Эксперты могут убедить людей не покупать сахаросодержащие продукты

07.11.2022

Исследователи Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ и Университета Аалто доказали, что люди готовы снизить потребление сахаросодержащих продуктов, если об их вреде им расскажет эксперт в области здравоохранения. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Nutrition.

Способы уменьшения потребления сахара изучены недостаточно. По словам одного из авторов статьи, младшего научного сотрудника Международной лаборатории социальной нейробиологии ВШЭ Иоанниса Нтуманиса, большинство предыдущих исследований по снижению употребления сахаросодержащих продуктов были нацелены на поиск индивидуальных решений. Эта  работа направлена на изменение базового восприятия нездоровой пищи.

Ученые из Вышки и Университета Аалто (Финляндия) провели эксперимент. В нем приняли участие 48 испытуемых, среди них 60% женщин и 40% мужчин в возрасте 18–44 лет. Все участники предварительно сообщили, что употребляют в пищу сладкие продукты. Согласно легенде эксперимента, целью исследования было изучение их вкусовых предпочтений.

Всем испытуемым показали изображения 60 продуктов питания. Первая половина из них была помечена как «не содержащие сахара», а вторая — как «сахаросодержащие». Все товары были реальными. На фотографиях они были представлены без упаковки. Категории продуктов, показанные обеим группам испытуемых, их размер и цены были идентичными, например три вида печенья и два вида шоколада. Всех испытуемых попросили указать, за какую сумму они бы приобрели каждый из них.

Затем участников случайным образом поровну распределили в экспериментальную и контрольную группы. Экспериментальная группа прослушала аудиолекцию — рассказ диетолога, в котором тот подчеркивал риск употребления сахара для здоровья. Контрольная группа в это время слушала историю, не связанную с питанием, — рассказ о почерке. Рассказы сопровождались соответствующими статическими изображениями: на протяжении всего рассказа врача демонстрировался его портрет, при рассказе о почерке — образец почерка.

Исследование показало, что если до прослушивания аудиолекции испытуемые из обеих групп были готовы купить сахаросодержащий продукт за 45 рублей, то после рассказа эксперта-диетолога участники экспериментальной группы были готовы потратить на него в среднем на 6 рублей меньше. Мнение респондентов, прослушавших рассказ о почерке, не изменилось.

«Полученные нами результаты позволяют предположить, что на употребление вредной пищи можно влиять, вызывая у человека страх и грусть. Это может помочь в разработке новых маркетинговых подходов, влияющих на выбор продуктов питания. Также мы предлагаем использовать в качестве меры по оздоровлению питания взрослых рассказы экспертов в сфере здравоохранения», — комментирует Владимир Косоногов, один из авторов исследования, заведующий Международной лабораторией социальной нейробиологии Института когнитивных нейронаук ВШЭ.

Пресс-служба НИУ ВШЭ

Нет комментариев