Брак надежд наших. Задачка — оправдать свои ожидания

В прошлом выпуске «Поиска» мы говорили с автором готовящейся к выходу книги о браке и семье Гульнарой КРАСНОВОЙ, доктором философских наук, профессором РАНХиГС. Речь шла о современных семьях, их особенностях (см. №№25-26, «Сам себе семья») и перспективах полного отказа от их традиционных форм, где есть кровные родственники, мать и отец. Сегодня мы продолжаем эту тему.

— Гульнара Амангельдиновна, вы, помнится, сказали, что человечество практикует сейчас множество видов брака. Но реально-то известны традиционный (между мужчиной и женщиной или несколькими женщинами), однополые и так называемый групповой, его еще именуют шведским.
— Браки бывают еще гостевые (навещают друг друга, а живут отдельно), — дополняет профессор. — Открытые (мужу и жене известны дополнительные партнеры друг друга, и они не противятся такому общению), сводные — строятся на отношениях между разведенными и вступившими в другой брак парами, тут все дети становятся частью «одной большой семьи», партнерские и т. д. Марк Пенн, автор книги о микротрендах, меняющих мир прямо сейчас, выявил новую форму брака, который назвал «независимые супруги». Он пишет, что «в своих вкусах, привычках, способах тратить деньги и заботиться о здоровье эти люди разобщены больше, чем когда-либо прежде». Заметим, что в России, Франции, Германии и Норвегии, раздельно живут около 10% супружеских пар.

— Что случилось с людьми, что они так изменили свои привычки?
— По мнению американских исследователей Б.Стивенсона и Д.Вулферса, триггером фундаментальных изменений в семье и браке за последние полвека стало появление противозачаточных таблеток, стиральной машины и Интернета.

Первые противозачаточные пилюли появились в 1960 году, они оказались гораздо эффективнее других форм контрацепции, с одной стороны, а с другой, — позволили женщине контролировать свою интимную жизнь: заниматься сексом вне брака, снизить «стоимость» ожидания вступления в брак, допускать длительные ухаживания. Да и само ухаживание стало более информативным благодаря сексуальным отношениям до оформления брака. В итоге те, кто образовывали семью, делали это с меньшей неуверенностью в своей сексуальной совместимости, тем самым снижая вероятность развода. Результатом стали более позднее по возрасту вступление в брак и рождение детей во всех странах мира. Женщины стали иметь возможность планировать свою беременность, делать карьеру и получать образование.

Другой фактор изменений правил существования семьи — бытовые машины. С появлением холодильников, стиральной, сушильной и гладильной техники, мультиварок, кухонных комбайнов и прочих устройств наступила эра свободы «отчаянных домохозяек». Больше не требовалось убивать уйму часов и сил на стирку, уборку, мытье и готовку. Освободившееся время женщины отдавали личному образованию и профессиональной карьере. Плюс бытовая техника изменила разделение труда в семье. Для работы по дому больше не требуются особые навыки, а только инструкция от производителя, поэтому традиционные функции мужчины-добытчика и женщины — хранительницы очага радикально трансформировались.

Добавлю по поводу бытовых новшеств, которые еще принесут трансформации в жизнь будущих поколений: я про секс-роботов. Ученые уже утверждают, что мир ждет «эра виртуального секса с эффектом погружения». Исследователи этой темы говорят, что развитие технологий приведет к тому, что многие люди предпочтут секс-роботов живым партнерам. Сейчас купить секс-робота дорого, плюс вас может осудить ближний круг, да и, говорят, роботы пока примитивны. Со временем каждая из этих причин будет сходить на нет, роботы станут искушеннее, общество свыкнется. Причем так же быстро, как привыкло к чат-ботам в приложениях знакомств. Технический директор Google Курцвейл предсказывает, что уже в 2034 году состоится первое свидание человека с виртуальным возлюбленным, оборудованным «телом». А эксперт по искусственному интеллекту Леви считает, что в 2050 году человек сможет создать семью с роботом. Вас это воодушевляет?

Вдумайтесь, Интернет появился всего 30 лет назад и очень быстро стал шоком для брачного рынка. По мнению американского исследователя Бергстрема, вначале сайты знакомств были популярны среди молодежи и представителей средних и высших классов, но когда доступ к сетям стал практически повсеместным, состав пользователей сайтов знакомств стал более демократичным. По данным статистики, доля пар, которые встретились в Интернете, выросла с 0% в 1995 году до 39% в 2017-м. Во всем мире около 700 тысяч браков в год заключаются людьми, встретившимися в Сети. В России интернет-знакомства все еще являются табуированной темой, хотя у каждого есть знакомый знакомого, который нашел свою пару в Интернете.

— Я, например, знаю пять счастливых семей, брак которых (у всех не первый) сложился благодаря сайтам в соцсетях. Из-за новой семьи мужчина из Израиля переехал в Россию, а женщина — в Шотландию.
— По данным статистики, наиболее счастливый брак — третий. С учетом того, что за последние сто лет человек стал жить вдвое дольше, это логично. Люди учатся исправлять свои ошибки. А по поводу переездов… В последние десять лет каждая пятая российская невеста выходит замуж за иностранца. И вообще именно женщины, по мнению исследователей из РАН, являются «драйвером изменений в российских семьях на протяжении многих десятилетий». Они же — по данным Росстата — инициаторы большинства разводов: в 57% случаев. Цифры тут грустные: в XXI веке в среднем разводится каждая третья российская семья, а в отдельных регионах — каждая вторая.

— Причины? Пьют, изменяют, не хотят обеспечивать семью или просто не являются вторыми половинками?
— По поводу вторых половинок. Идея их поиска восходит к мифу об андрогинах или гермафродитах из «Пира» древнегреческого философа Платона. По Платону «сначала было три пола людей, а не два, как теперь, — мужской и женский; к ним присоединялся еще третий пол, общий им обоим». Этот третий пол — андрогин или гермафродит — посягнул на богов, и его представители были рассечены Зевсом пополам, а потом рассеяны по миру. С тех пор половинки потомков андрогинов «ищут друг друга по всему свету». У Платона есть еще продолжение мифа, кстати, весьма неожиданное. Поэтому каждый раз, когда я слышу от кого-то про желание найти свою половинку, хочется уточнить: вы кого ищете? А у авторов, называющих этот миф «прекрасным торжеством любви», — спросить, читали ли они его полностью.

Если же исследовать причины распада семей, то часто их разрушает миф о муже-добытчике и жене — хранительнице очага. Он пришел из первобытной общины собирателей и охотников, где существовало четкое разделение труда для выживания и сохранения потомства. Первобытные мужчины ходили на охоту, которая была опасной, сопровождалась многочисленными жертвами, но необходимой для того, чтобы прокормить постоянно голодное племя в отсутствии высококалорийной еды. В наше время эволюционные психологи выдвинули теорию «обжорного гена», которая предполагает, что тяга к обжорству сформировалась мозгом людей в эпоху, когда еды было мало и в случае ее появления желудок набивали до упора. В основе этой теории — открытие генетиками в XXI веке не менее 20 «обжорных» генов, которые оказывают влияние на лишний вес. Самый известный среди них получил название ген FTO (от англ. fat mass and obesity-associated gene). Это означает, что переедание и лишний вес «зашиты» у нас в генетический код, и объясняет, откуда появился миф о мужчине-добытчике и женщине как хранительнице домашнего очага. Он поддерживается на словах, а на деле мы видим рост числа женщин, имеющих детей дошкольного возраста и работающих. Это показывает, что все больше женщин надеются на себя, а не на мужчину-добытчика. По данным Росстата, доля таких женщин в 2009 году составляла 62,8%, а в 2019-м — уже 67,4%.

В западном мире тоже так. В уже упоминаемой мною книге Пенна «Микротренды, меняющие мир прямо сейчас» есть размышления о «мужьях на вторых ролях» и женщинах-добытчиках. По его мнению, этот тренд набирает силу в большинстве стран. Пенн выделяет два основных вида брака «с мужем на вторых ролях. Один — добровольный, когда супруги решают, что основной доход в семье будет приносить жена, причем нередко это становится одним из базовых принципов отношений. Другой — вынужденный, обусловленный медицинскими проблемами или увольнением мужа. Как правило, пары, осознанно избравшие такой вариант, намного успешнее тех, которые прибегают к нему под давлением обстоятельств». Интересно, что практически во всех браках с мужчиной на вторых ролях женщины имеют высшее образование или уровень образования и социальный статус выше, чем у супруга.

— Грубо говоря, редки счастливые семьи, где один партнер едва закончил восемь классов, а другой — вуз с красным дипломом?
— Такие семьи если и складываются, то ненадолго или муж продолжает учиться и становится значимой личностью в семье. Но в целом, по данным статистики, доля российских женщин, имеющих высшее образование (58%), превышает долю мужчин с вузовским дипломом (46%). И доля жен, имеющих более высокий уровень образования, чем у мужей, постоянно растет. Сейчас большинство женщин делает выбор в пользу образования и работы, а значит, может позаботиться о себе и своих детях в отсутствие мужчины, если придется.

— Давайте вернемся к будущему. Что ждет брак в ближайшие столетия? Он исчезнет, изменится? Нам стоит этого равнодушно ожидать?
— Давайте сначала самим себе скажем, чего мы хотим: рассеивания института семьи или все-таки сохранения? Ну, хотя бы для наших внучек и внуков.

— Я — за сохранение. Семьей человеку легче выжить, состояться, в семье столько радостей. Я в этом убедилась еще раз во время пандемии: поддержка семьи, защитная ее капсула позволяют сберечь силы, устоять перед страхами, сохранить спокойствие, превозмочь неприятности…
— Мы видели, что семьи и пары действовали и вели себя в условиях самоизоляции и санитарных ограничений по-разному. Для одних семей изоляция стала триггером давно назревших кризисов, в других вызвала небывалую семейную солидарность. Но для тех и других семья, отношения с близкими и родными заняли в жизненных приоритетах первое и главное место. Безопасность близких людей вышла на первый план для большинства людей. В чрезвычайной ситуации были забыты семейные разногласия, обнаружился «скрытый резервуар доверия и дружбы». Распространение вируса заставило одних мигрантов вернуться к «корням», в страны происхождения, и воссоединиться с семьями, а также переосмыслить свою идентичность, а других — взять на себя ответственность за сохранение своего бизнеса, пойдя ради этого даже на жизнь далеко от семьи.

Второе: в период самоизоляции и перехода большинства коммуникаций с коллегами по работе и друзьями в режим онлайн качество общения в ближнем круге (в режиме 24/7) стало критически важным. Но иногда трудным, требующим умения жить бок о бок. На индивидуальном уровне была переосмыслена сама потребность в общении. Оказалось, что виртуальное не заменит реальное физическое, но в обоих случаях требует особого навыка и этики.

Да, в 2020 году был зафиксирован резкий рост числа разводов во всех странах мира, где были введены карантинные ограничения. И этот пик еще не пройден. Тому есть целый ряд причин: в периоды экономических кризисов всегда наблюдается высокий уровень разводов. Деньги были и остаются одной из самых распространенных причин супружеских разногласий. Психологическое напряжение ведет к снижению качества отношений из-за беспокойства о том, как свести концы с концами. Плюс из-за самоизоляции и перехода на удаленную работу супружеские пары стали проводить вместе больше времени, возросла нагрузка по уходу за детьми, пожилыми родителями, стало больше домашней работы. Психологи и психиатры сообщают об увеличении депрессивных состояний и предупреждают о росте случаев суицидов у разных возрастных групп населения. Пандемия стала временем катастрофического одиночества, с которым люди справлялись по-разному.

Помимо финансовых факторов причиной семейных разногласий может стать и отношение к самой пандемии, соблюдению безопасности в условиях распространения вируса и отношение к вакцинации. Среди моих знакомых пар сейчас это одна из самых горячих тем. Кто-то из супругов, чаще мужья, против вакцинации. С учетом патриархальных традиций российской семьи женщины обычно принимают точку зрения мужчин. Пандемия нарушила привычный семейный распорядок и рутину, которые мы ругаем, но они обеспечивают комфорт и стабильность. Возможности же снять напряжение за пределами дома супружеские пары в основном сейчас лишены.

Действие негативных тенденций, по моему мнению, продолжится до 2025 года. Но, думаю, приоритет семейный ценностей будет продолжать оказывать влияние на поведение людей, брачные стратегии и поиск партнеров. В ежедневных заботах мы воспринимаем нашу жизнь как некую данность, забывая о том, что она создается цепочкой случайных событий, а также мифами, в которые мы верим, нашими «древними» инстинктами. Но если оглядеться вокруг, то можно увидеть возможности, рожденные этим пугающим пандемийным вызовом. Нам надо разглядеть реальную картину происходящего с нашей семьей и браком, а потом изменить то, что можно изменить, и принять то, что нельзя изменить. В этом, собственно, и есть цель исследования, отраженного в моей книге. Переоценка жизненных ценностей, возвращение семьи и брака в число главных человеческих приоритетов могут и должны стать главным уроком пандемии COVID-19 и трансформаций начала XXI века.

Беседовала Елизавета ПОНАРИНА

Нет комментариев