Вот новый волновод. Кабардино-балкарские ученые усовершенствовали терагерцевый сканер

Сверхбыстрая передача информации, экспресс-методы анализа загрязнений атмосферы, распознавание запрещенных веществ в аэропортах и на вокзалах — во всех этих сферах применяют специальные сканеры (ТЦ-сканеры), использующие терагерцевое (ТГц) излучение.

«Этот диапазон, расположенный между инфракрасными и микроволновыми частотами, имеет большие перспективы в различных областях науки и техники, — говорит ведущий научный сотрудник Института информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН (ИИПРУ КБНЦ РАН), кандидат физико-математических наук Заур Маргушев. — Однако пока предпочтение отдается соседним частотам из-за низкой мощности доступных ТГц-источников и малой чувствительности ТГц-детекторов. В этой ситуации сверхактуальной становится задача снижения потерь передачи излучения».

Приблизить ее решение позволяет волновод, придуманный и воплощенный в конкретное изделие учеными ИИПРУ КБНЦ РАН и Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». «Это один из инструментов передачи ТГц-частот, — говорит другой автор проекта, заведующий лабораторией сверхсильных световых полей «Курчатовского института» Максим Назаров. — Такая передача в отличие от неволновой позволяет подводить излучение к труднодоступным местам и безвредно для человека».

Волновод представляет собой трубку с продольными гофрированными границами, которая плотно вставлена в опорную цилиндрическую трубку из аналогичного материала. Благодаря такой конструкции увеличилась гибкость волновода и уменьшились удельные потери передаваемого ТГц-излучения.

Новинка позволит сделать существующие приборы (например, ТГц-сканеры) более компактными и гибкими без потери мощности. Плюс защитить информацию от помех и утечки. Волновод сделан из пропиленовых трубок отечественного производства, стоимость которых в разы меньше зарубежных материалов. Гофрированные стенки просты и экономичны в изготовлении.
Ученые уверены, что их разработка, которая, кстати, уже запатентована, найдет применение во многих областях.

Пресс-служба КБНЦ РАН